Послания Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ИОАННА клирикам и мирянам Санкт-Петербургской епархии


О грехе пьянства и о традиции избавления от него в Русской православной церкви

Возлюбленные чада! Слово Божие в Священном Писании говорит о пьянстве как о страшном пороке и грехе. «Не смотри на вино, предостерегает Премудрый, оно жалит как аспид» (Притч. 23,32). По словам Св. Ап. Павла, пьянство лишает человека Царства Небесного: «...Не обманывайтесь ... ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6,10).

Сегодня вряд ли нужно пояснять, сколь злободневна и болезненна эта проблема для многострадальной России. Разрушенные семьи и брошенные дети, страшные преступления, неумолимая нравственная деградация и, главное, множество загубленных душ — таковы сатанинские плоды жестокой страсти винопития.

Борьба с таким пороком — дело трудное, и без помощи Божией нелегко страждущей душе высвободиться из губительных оков. В связи с этим сегодня нам настоятельно необходимо разъяснение — каковы благодатные, церковные меры борьбы с подобным злом. Только пламенная молитва верующего человека может снискать заступление и благодать Божию, которая крепче, нежели самая сильная воля, и являет собой необоримую силу в борьбе с грехом пьянства. Обрести спасительную помощь может только глубоко верующий человек, имеющий в душе надежду на эту помощь и страх Божий. Вера в Бога лежит в основе исцеления от любого недуга, в том числе и от пьянства. Из глубины веков звучат для нас слова Спасителя, обращенные к больной женщине: «...Дерзай, дщерь1 Вера твоя спасла тебя!...» (Мф. 9,22).

Личные усилия молящегося Русская Православная Церковь всегда поддерживала могучей силой церковной благодати. Традиционно в России при храмах создавались общества и братства трезвости, которые ставили своей целью помочь человеку в лоне Церкви Христовой, в ее Таинствах обрести спасение от этого зла. При том средства в борьбе с пьянством были различны: прежде всего, литургическая и домашняя молитва, совместное служение молебнов Божией Матери, мученику Вонифатию и другим угодникам Божиим, постоянное слушание и чтение Слова Божия дома и в храме.

Но самым важным, как и в борьбе со всяким грехом, было очищение души через Таинство Покаяния и Причастие.

Таинство Покаяния называется «духовной врачебницей» и является вторым крещением. В нем врачуются духовные болезни человека, снимаются нечистоты души, и христианин получает разрешение грехов, которые влекут человека вниз, притупляют его ум, сердце и совесть, ослепляют духовный взор, обессиливают его христианскую волю, уничтожают живую связь с Церковью и Господом Богом. Облегченный от бремени грехов, человек вновь оживает духовно и становится способным укрепляться и совершенствоваться в добром христианском пути. Искреннее покаяние является источником и необходимым условием исцеления от порока пьянства...

Первые церковные общества трезвости появились в 1858 г. Позднее, в 1889 году, Указом Святейшего Синода духовенству было официально предложено заняться организацией таких обществ. Этот призыв не остался без внимания, и по всей России стали возникать церковные братства, ставящие своей задачей борьбу с пьянством. Каждое из них имело свой устав, утвержденный местным архиереем. При вступлении в них каждый новый член давал на Кресте и Евангелии Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу торжественное обещание для спасения своей души и благого примера другим не употреблять никаких спиртных напитков.

В одних случаях желающий стать членом общества давал устный обет трезвости, а в других — собственноручно писал заявление такого, например, содержания: «Я, нижеподписавшийся, чистосердечно вступаю в члены Христианского Общества Трезвости и Воздержания с условием строгого подчинения всем правилам и постановлениям онаго» или «Помоги мне, Господи, силою Креста и Евангелия в продолжении (время обозначается) не употреблять никаких спиртных напитков для спасения своей души и благого примера на других в этом же отношении».

В общество трезвости людей принимали на разные сроки: от шести месяцев до года и на всю жизнь. В церковно-приходских братствах прием происходил обычно в торжественной обстановке. На собрании вновь принятый получал образ местного святого, во имя которого и было учреждено это общество. Затем имя трезвенника поминалось «о здравии» в праздники на ектений. За нарушение данного обещания и устава виновные подвергались выговору; в некоторых обществах — денежному штрафу, а в случае повторных нарушений таких членов исключали из общества. Нарушение обета, однако, встречалось довольно редко.

30 августа 1898 года в Санкт-Петербурге было открыто Александро-Невское Общество трезвости при Воскресенской церкви у Варшавского вокзала. В первый же день открытия этого общества его членами стали 151 человек. Для них два раза в неделю устраивались просветительские чтения в читальне при библиотеке «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви». По воскресным дням служился молебен св. блгв. вел. кн. Александру Невскому. С целью наблюдения за тем, как исполняют братчики данное обещание и сообщения им тех или иных сведений об обществе из среды трезвенников избирались особые наблюдатели в количестве 35 человек. Выбранные лица собирались один раз в неделю, по четвергам, для информирования учредителя общества отца Александра Рождественского о состоянии дел.

Каждому члену при вступлении выдавался особый «священный лист трезвости» как видимый знак его принадлежности к обществу. Помимо прочего, желающий получить спасительное исцеление имел ряд обязанностей, за исполнение которых он отвечал перед Богом и своей совестью. Во-первых, во все продолжение времени зарока он должен хранить безусловную трезвость, не нарушая своего обещания никакими предлогами вроде изнеможения, нездоровья, усталости, крестин, свадеб и т. п. К своему зароку трезвенник должен был относиться как к религиозному долгу, к делу святому, благому и богоугодному.

Вот еще некоторые примеры обязанностей члена общества:

«Трезвенник обязуется чаще посещать храм Божий и непременно раз в год причащаться Святых Тайн.

Каждый должен наблюдать друг за другом и немедленно объявлять священнику об уклонениях от трезвости того или иного члена.

Всегда помни,— гласило наставление,— что больше и строже людей наблюдает за нами наша совесть, которая страшно мучит нас за грехи, тайно содеянные. Самое же строгое наблюдение принадлежит Всеведущему Богу, от Которого ничего не скроешь, ничего не утаишь, а за тайные грехи получишь только еще большее осуждение.

Когда на тебя найдет помысел или желание пьянства, то читай Св. Евангелие или молитву Иисусову. Припоминай также в этом случае всю пагубность и вредность пьянства. Видишь крест на церкви — думай так: Господи, Ты распялся за нас на этом кресте, за наши грехи пострадал — как оскорблю Тебя грешным пьянством!? Плакать надо, а не пьянствовать. Видишь землю — думай: и я когда-нибудь в нее пойду, умру и меня будут судить за грехи мои, а за пьянство горше осудят.

Утром, вставши от сна, и вечером, отходя ко сну, целуй крест своей и вспоминай обещание. Всякий, нарушивший данное обещание, исключается из членов Александро-Невского Общества трезвости. Впрочем, если отпавший окажет раскаяние и сожаление о своем поступке, то после согласия всех членов общества может быть снова принят в него».

Всякий трезвенник должен был брать из библиотеки при Воскресенской церкви духовные книги для чтения, в воскресные и праздничные дни посещать храм Божий, и особенно всенощные бдения, после которых при общенародном пении служился молебен Спасителю, Божией Матери или Александру Невскому.

«Всегда держи в памяти слова Ап. Павла о том, что мы должны «друг друга тяготы нести». Видишь, что твой брат трезвенник в нужде, горе, помоги ему деньгами, советом, помоги всем, чем можешь,— гласило одно из правил Общества.— Будут над тобой смеяться, злословить, что ты записался в трезвенники, переноси это кротко, больше в таких случаях молчи, помня всегда, что того, кого «гонят и преследуют на земле», ожидает «великая мзда на небесах». Во всяком недоуменном случае обращайся за советом к священнику».

Трезвенник должен был также воздерживаться от сквернословия и добрыми словами уговаривать родных и знакомых тоже бросить пьяную жизнь и записаться в члены братства.

Почему столь подробно мы остановились на формах деятельности Санкт-Петербургского Общества трезвости? Зачем перечислили их с такой полнотой и ясностью? Дело в том, что сегодня многие мнят избавиться от страсти винопития новомодными способами. Потому повторю еще раз: молитва и пост, воздержание и покаяние — действия, совершаемые в строгом соответствии с многовековой православной практикой — единственно приемлемы для церковного врачевания порока пьянства. На такие — и только такие способы борьбы благословляет Русская Православная Церковь тех, кто решил порвать с губительной страстью.

Нынче многие пытаются совладать со своими пороками, применяя иные средства — медицинские и психотерапевтические. Не вдаваясь в их обсуждение, скажу лишь, что такие методы есть принадлежность человеческого умения и не имеют благодатной церковной силы. Благословение же Церкви, Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II как ее первоиерарха, мое — как правящего архиерея Санкт-Петербургской епархии принадлежит лишь тем способам, которые низводят в душу страждущего грешника Божественную благодать, небесным, невещественным огнем попаляя терние грехов человеческих. И дай нам Бог всем соделаться причастниками этого негасимого духовного огня! Аминь.

Смиренный ИОАНН Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский


Другие статьи автора: