ПРОПОВЕДЬ

Архим еп. Феофан Полтавский

«Се бо отныне ублажат мя вси роди»

Се бо отныне ублажат мя вси роди
(Лк. 1, 48)

Когда лукавому искусителю удалось прельстить наших прародителей в раю и разрушить их райское блаженство, тогда в лице наших, прародителей все человечество тотчас же подпало осуждению смерти. Смерть, прежде возвещенная предохранительно, а теперь уполномоченная самим Божественным Правосудием на владычество над человеческим родом, — стала наступать на человека по следам греха. Но тогда же милосердый в самом правосудии Бог, приостановив ее, благоволил в умирающем , уже и погибающем человечестве посеять новое семя жизни — и спасения. Чудным образом в слове осуждения частию скрыл Он, частию открыл тайну помилования, когда осуждаемому искусителю возвестил: вражду положу между тобою, и между женою, и между семенем твоим, и между Семенем тоя; Той твою сотрет главу (Быт. 111, 15).

То есть: ты, дух злобы, мечтаешь, что, прельстив жену, как слабейшую часть человечества, и чрез нее увлекши в преступление и Адама, будешь иметь весь род человеческий твоим всегдашним рабом. Нет! От побежденных тобою человеков восстанет против тебя вражда, противоборство, брань. Она продолжится в их потомстве. Наконец, Тот, Который до времени сокрывается под таинственным наименованием Семени Жены, — Той твою сотрет главу, победит тебя решительно, уничтожит твою власть, которая есть область греха и держава смерти, и следовательно возвратит человечеству похищенную у него святость и жизнь, безопасную от смерти.

Итак Божие определение о победоносном Семени Жены, то есть о рождении Христа Спасителя от Девы провозглашено было Богом еще в раю. Но если оно провозглашено было еще в первые дни мира, то почему оно не исполнилось в продолжение столь многих веков?

Не дерзаем приписать себе способности дать на это полный ответ. Кто бо разуме ум Господень (Рим. XI, 34)? Однако можем сказать не обинуясь, что не в Боге причина медленности. До скорости течет слово Его (Пс,. СХ VII, 4). Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (Пс. XXXII, 9). У Вечного всегда все готово. Для Всемогущего всегда все возможно. Тварь медлит по необходимости, потому что движется в определенных кругах времени, которых не может ускорить. В твари свободной не достает готовности для принятия действия Божия, когда в ее воле не достает соответствия воле Божией. Особенно трудно устроять сию готовность в твари падшей и разрушенной, которую нужно восставлять и пересозидать. Слово Божие о Спасителе мира, как молния, блеснуло над человечеством в первые минуты греховного омрачения, и неоднократно просиявало в последующих откровениях. Но мрак греховный продолжал тяготеть; и века и тысячелетия должны были пройти, прежде нежели действительно Слово плоть бысть (Ин. 1, 14) и Бог явися во плоти (1 Тим. III, 16). В это долгое время, благословение, которым Бог Отец благословил нас в небесных о Христе прежде сложения мира (Еф. 1, 34), как молниеносный облак носился над землею. Между тем как тайное действие Провидения изыскивало в роде человеческом и уготовляло благословенную в женах, которая могла бы своею чистотою эту божественную молнию привлечь, принять, вместить, удержать, без опасения быть опаленною огнем Божества, и таким образом чрез себя существенно усвоить всему человечеству благословение Христово. И, наконец, оно обрело сию вожделенную Деву и чрез Нее совершилась тайна Боговоплощения и тайна спасения рода человеческого.

Братие христиане! Находятся в настоящее время, даже из числа верующих, такие, которые не видят никакого смысла в ветхозаветной истории. И на этом основании отрицают самую богодухновенность Ветхого Завета. Можно сказать о них одно: по истине, не ведают они. что говорят. О, нет! Ветхий Завет имеет глубокий смысл. От вечности, в сокровенном совете Божием, предрешено было спасти род человеческий чрез Боговоплощение. Но самое Боговоплощение не могло совершиться иначе, как под условием, чтобы в роде человеческом обрелась Святая и Пречистая Дева, достойная послужить тайне Боговоплощения. Для сей именно цели Высочайшая Премудрость Божия избирает еврейский народ, обособляет его от других народов и многообразными испытаниями очищает его. И хотя в большинстве своем Израиль, по слову Апостола, чего искал, не получил: избранные только получили, а прочие ожесточились (Рим. XI, 7). Но Промысел Божий все же достиг своей цели: среди избранных, в заключение ветхозаветной истории, обрелась, наконец, Та вожделенная Дева, от Которой воплотился для нашего спасения Единородный Сын Божий. Пресвятая Дева есть высочайший цвет и плод Ветхого Завета. В этом — смысл Ветхого Завета и смысл настоящего праздника. Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебя бо воссия Солнце правды, Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение: и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Чистую славно почтим, людие, Богородицу, огнь Божества приимшую во чреве неопально. Аминь.


Другие статьи автора: