ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ
В. В. Антонов
«Новый век» готовит приход Антихриста
Среди многих сект и ересей, которые, начиная с «перестройки», хлынули с Запада в Россию, стремясь подорвать православную веру нашего народа, «Новый век» — не самая крикливая, богатая и широко известная. Я не сразу нашел «холистический центр» этой ереси в Петербурге, хотя он расположен в центре, в Доме культуры «Маяк» Адмиралтейского объединения. Сюда стекаются приверженцы ереси, здесь находится лавка, где патлато-курчавые молодые люди и лесбиянского вида девушки торгуют талисманами, курениями и брошюрами. Центр официально зарегистрирован и начал свою работу в 1992 году.
На его вывеске написано по-английски «New Age» (Нью эйдж), что означает «Новый век» или «Новое время». «Новое» — потому что «старое», т. е. христианское время, клонится якобы к закату, проходит, уступая место некоему «новому» вероучению. Как говорится в одном из изданий: «Ныне настало время нового начала... Человечество возвращается к своему божественному младенчеству... Это — начало мира на земле и доброй воли в отношении ко всем; любовь струится из каждого сердца, каждая душа полна прощения, все сердца и чувства соединены совершенным взаимопониманием. И сие свершилось! «Наступает-де эра Водолея, когда воцарится «новый мировой порядок», «всемирное царство», где не будет ни нужды, ни бедности и где люди будут верить в «новое учение, вобравшее в себя учение Кришны, Христа, Будды и Магомета, но в более глубоком виде и в соответствии с уровнем науки в наши дни ив ближайшем будущем». Из этих слов хорошо видна главная особенность разбираемой ереси — ее синкретический характер.
Идейную базу «Нового века» составляет неогностицизм, имеющий много общего со своим древним предшественником — античным гностицизмом в его классическом виде: то же стремление к познанию трансцендентного и божественного. Я, заключенного в самом человеке в материальную оболочку. Гнозис, т. е. познание, толкуется и практикуется при этом не как интеллектуальный, а интуитивно-экзистенциальный процесс, направленный также к слиянию с космическим духом через преодоление плена материи. Достичь этого возможно через «раскрытие своего Я» или «просветление», когда с помощью углубленной и долгой медитации или соответствующих духовно-физических упражнений коренным образом изменяется личное и групповое сознание. В итоге человек может стать полным хозяином своего духа и тела и — благодаря контакту с божественной «энергией» — богочеловеком. Для этого ему не нужен Христос; спасение можно обрести самопознанием и расширением сознания.
Понятие «просветление» указывает на еще один важнейший источник, из которого черпают свою премудрость адепты «Нового века» — восточные религии, прежде всего буддизм, который иногда превалирует в некоторых группах этого движения, например, представленных в Петербурге. С Востока пришла вера в карму и перевоплощение, восприятие внешнего мира как иллюзии, что характерно и для других современных т. н. «альтернативных» религиозных течений и теософии, противопоставляющих себя христианству.
Из теософии можно с определенной достоверностью вывести генеалогию «Нового века», ибо даже термины «Новый век» и «век Водолея» были придуманы Алисой Бейли, известной последовательницей Е. П. Блаватской, которая основала в 1875 году Теософское общество. Из книги «Воспитание в Новый век» Бейли, выпущенной в 1954 году, происходит также символ рассматриваемой ереси — радуга, трактуемая как «мост между субъективным и объективным миром», отдельной душой и высшим божественным Я. Из буддизма — главным образом через йогу — заимствовали нововековцы многие приемы медитации, различные обряды и упражнения, проводимые под руководством гуру или какого-нибудь «духовного наставника».
Признавая закон кармы и перевоплощение — совершенно чуждые христианскому учению,— «Новый век» ставит перед своими сторонниками задачу: через самосовершенствование достичь в новой земной жизни лучшего воплощения, чтобы в конечном итоге слиться с космическим сознанием, из которого нововековец с помощью медитаций черпает «энергию» во время своего земного существования. Для христианина не должно быть сомнений, что и само т. н. «космическое сознание» и «космическая энергия» — это мир падших духов, мир бесовский и для души пагубный, которого следует отвращаться и никакого соприкосновения не иметь, помня, что мы — «сыны Божий по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3, 26).
В 1978 году Дэвид Спенглер, один из возглавителей «Нью эйджа» и директор первого его центра, прямо писал: «В каждом из нас действует Люцифер, чтобы привести нас в состояние совершенства. Когда мы вступим в новый век, век человеческого совершенстг ва, то любой из нас каким-то способом придет к моменту, который я именую посвящением Люциферу. Это — особые врата, через которые надо пройти, дабы целиком войти в свет и его совершенство». Откровеннее не скажешь! «Свет» для сторонника «Нового века» имеет откровенно бесовский характер. И чтобы после этого не говорили другие нововековцы и о своей христианской настроенности, и о некоей «надисторической связи с Христом в Святом Духе», зло для них является равной с добром частью мировой гармонии.
Очень заметны в «Нью эйдже» элементы, прямо заимствованные из оккультизма: разные амулеты, гороскопы, заговоры, колдовские приемы. Колдовство вообще можно считать одной из основ всего движения. Его приверженцы тем самым полностью отвергают Божие повеление: «не должен находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 10—12). Нововековцы верят в НЛО, тайную жизнь растений, гадания на картах, мистику чисел, камней и т. п., в чем можно справедливо усмотреть языческое и пантеистическое влияние, которое неизбежным образом проникает в души людей, отвергших Христа.
«Новый век» нельзя назвать религией, вероучением имя сектою. Это скорее всего движение, эклектичное по своей природе я вобравшее в себя самые разные еретические понятия я представления в попытке их синтезировать в одно религиозное соэнаияе. Приверженцы движения вообще никогда не говорит о нем как религии, а только как о «духовности». Кроме лежащих в основе этого движения неогностицизма и элементов восточных религий, оно ассимилировало целый ряд концепций и деталей из парапсихологии, уфологии, антропософин, розенкрейцерства, астрологии, психоанализа и даже современного феминизма, откуда в него проникло преклонение перед женским началом и отрицание библейского Бога-Творца.
«Нью эйдж», принципиально отвергая аналитическое сознание и стремясь к синтетическому, отрицает поэтому всякий «догматизм», прежде всего христианский, и находит элементы истины во всех религиях и взглядах, в чем можно без труда усмотреть удивительное совпадение с теорией и практикой экуменизма. В принципе, разбираемое движение исполняет в отпавшем от Христа мире ту же работу, что экуменизм — в христианском: подготавливает создание единой мировой религии, которая будет установлена на планете при новом мировом порядке, необходимом для прихода Антихриста. Эта работа ведется как бы с двух концов и внешне совершенно самостоятельно, но в какой-то момент усилия нововековцев и экуменистов соединятся воедино и недавние соперники заключат друг друга в объятия.
Можно утверждать, что «Новый век» — это новая утопическая мифология или точнее — возрождение старой хилиастической идеи о царстве Божьем на земле, ибо грядущая эпоха Водолея мыслится как действительно «новый этап в развитии человечества», когда оно обретет планетарное сознание, основу которого составит одномерное сознание большинства жителей Земли. Это сознание будет построено на принципах морального релятивизма, который уже широко распространился в западном обществе и привел к господству в нем вседозволенности. «Общим законом должно стать — делай, что хочешь»,— обобщил Кроули, маг и оккультист, главные этические принципы «Нового века», сторонники которого борятся за права гомосексуалистов, наркоманов, проституток и разных других нарушителей Божьих заповедей. Достаточно хоть раз увидеть одного из нововековцев, своим видом напоминающим хиппи или извращенца, чтобы уразуметь, какое обновленное сознание и новый образ жизни несут глашатаи эры Водолея.
Они очень любят повторять, будто на смену рационально-механистическому пониманию мира приходит эра соединения науки и мистики, некоего гармоничного и «системного единства», когда все будут едины в едином мире. Идея космического всеединства из восточной мистики находит свое подтверждение в современной физике и отклик в обыденном секулярном сознании. Индивидуум ощущает себя частью природы и всего космоса, а космос с другой стороны повсюду присутствует в нем. И одна из целей медитации у нововековцев состоит поэтому в восстановлении в своем сознании распавшегося единства мира, единства материи и духа. Фритьоф Капра, один из «учителей» движения, выдвинул «системную теорию», которая должна подходить к действительности целостно или «холистически».
Исходя из монистского принципа, «Новый век» видит в Боге только одну ипостась — Дух, которую трактует как безличностное космическое сознание, составляющее с миром одно целое, как энергию или некую творческую силу. Христианское учение о трансцендентном и личном Боге отрицается или подается в пантеистическом плане. Человек должен стремиться «к слиянию с высшим космическим самобытием, преодолев или утратив свое изолированное Я» — так сказано в книге «Заговор Водолея» американки Мэрлин Фергюссон, опубликованной в 1975 году и являющейся настольной книгой нововековцев. Путь к этому слиянию имеет четыре стадии: 1. «вхождение», когда у человека разрушается привычное представление о мире, 2. «исследование», при котором посредством психотехники делается попытка достичь нового уровня сознания, 3. «интеграция», когда интуитивным путем ослабляется рационалистическое восприятие взаимосвязей, существующих в мире, 4. на этапе «заговора» человек обнаруживает иные — кроме своего крошечного Я — источники энергии и способы их реализации на благо человечеству.
Хотя описанный процесс относится прежде всего к личности, в нем присутствует и общественный аспект, как об этом пишет та же Фергюссон: «Если можно изменить и исцелить личное сознание, то отчего это невозможно относительно многих людей, дабы изменить и исцелить само общество?» Перед нами перевернутая марксистская формула: не бытие определяет сознание, а сознание определяет бытие, что в последние годы с успехом еще раз продемонстрировано в России — промывание мозгов через средства массовой информации изменило массовое сознание настолько, что оно в основном не воспринимает реальность адекватно.
Так что, несмотря на все высокопарные рассуждения, «изменение» или «расширение» сознания в общественно-политическом плане нацелено в «Нью эйдже» к внедрению ценностей современного обезвоженного и американизированного мира, а также к созданию «мирового сознания» или «мозга» при помощи глобальной сети телекоммуникации. С идеей «мирового сознания» логически связаны и другие мондиалистские концепции нововековцев: новое «мировое сознание» требует нового мирового порядка, новой мировой экономики и новой мировой религии, которые бы приготовили приход в наш мир Антихриста. По сути дела впервые в новое время сделана попытка создать широкое «духовное» движение для встречи Антихриста.
Хотя отдельные идеи «Нового века» имеют довольно большую историю, само движение приобрело известность только с 1975 года, сперва в США — этом инкубаторе современных ересей, а затем в Евpoпe, увлекая главным образом религиозно настроенную молодежь и интеллигенцию, которая не желала признавать христианское вероучение и Церковь и предавалась богоискательству, отдавая предпочтение восточным религиям (буддизму и индуизму) и оккультизму. За последние 10–15 лет вышло более 5000 изданий, пропагандирующих «Нью эйдж», а традиционные фестивали в Лондоне собирают каждый год более 100 тыс. человек. В 1989 году в одной только Германии насчитывалось около полумиллиона приверженцев этого движения, а общее их число во всем мире оценивается ныне в десятки миллионов. Для своей пропаганды «Новый век» использует недовольство многих на Западе чрезмерной рационализацией жизни, изгнанием из нее всякой тайны, отвращение к потребительству и гедонизму, полонившим Европу и Америку в результате секуляризации, вину за которую несет в основном западное христианство после того, как оно изменило своим апостольским первоосновам. В определенной мере движение «Новый век» можно считать реакцией на эту измену, на обмирщение западного христианства, на господство в нем рационального начала и либерально-модернистских идей, враждебных мистике и аскетике. Движение «Новый век», у которого нет ни определенного руководящего центра, ни единого «вероучительного» документа и идейной базы, часто именуется и сравнивается с «сетью», состоящей из отдельных тесно связанных друг с другом ячеек. Благодаря этой особенности движение может вбирать и вбирает в себя самые разнородные еретические, оккультные и мнимо религиозные секты и течения. Внешне оно действительно плюралистично, но в этом плюрализме неизменно прослеживается антихристианская доминанта, хотя на словах нововековцы не отвергают Христа и Его Евангелие. Они просто говорят об устарелости христианства и его несоответствии современным духовным потребностям.
Для адептов «Нового века» Христос — это один из великих пророков или «воплощений духа Божьего», но ни в коем случае ни Сын Божий и наш Спаситель. В Нем человек не нуждается, ибо он — имея в себе Божественное начало — может сам стать совершенным, изменив или усовершенствовав свое сознание, а затем соединив его с космическим Абсолютом. При этом, конечно, и речи не может быть о каком-то грехопадении и греховном состоянии, преодолеть которое для христианина невозможно без Божьей помощи и благодати. Зло — это лишь «непросветленное» состояние человека и оно умаляется по мере его духовного возрастания. В принципе, перед нами снова один из вариантов человекобожия, основанного на сатанинской гордости и дьявольском прельщении человеческого ума и воли.
Игнорируя пораженную грехом природу человека, идеологи «Нового века» видят причину нынешнего кризисного состояния мира главным образом в христианстве и порожденном им мировосприятии и потому требуют и стремятся к его изменению. Это изменение включает в себя не только отказ от общехристианской традиции в мышлении в пользу восточной и эзотерической, но и от определяемого этой традицией образа жизни ради менее «условного и догматического», что на деле означает пренебрежение большинством евангельских заповедей. Недаром в объявлении о загородном мероприятии, вывешенном в петербургском центре «Нью эйджа» летом 1994 года, условием участия в нем была справка о СПИДе.
Хотя в России не следует, вероятно, ожидать массового распространения «Нового века», ибо в ней иная, чем на Западе, духовная атмосфера благодаря животворному воздействию Православия, можно однако не сомневаться, что среди зараженной Востоком богоискательской молодежи и интеллигенции движение найдет себе сторонников, особенно в крупных городах. Два фактора могут способствовать распространению новой ереси: целенаправленная американизация нашего общества и покровительственная сектам политика нынешнего режима. Так как Антихристова и мондиалистская основа «Нового века» как нельзя лучше соответствует системе ценностей, навязываемой сегодня России, то ячейки движения будут постоянно финансироваться и всячески поддерживаться с Запада и своими и родственными структурами.
Православным христианам придется в будущем не раз сталкиваться с последователями «Нового века», особенно в молодежной среде. Необходимо поэтому знать, что из себя представляет это новейшее измышление человеческой гордости и злой воли, дабы обличить его и помочь заблудшим освободиться от него. Из-за своей многоликости и синкретизма, а также отсутствия структурированной идейной основы, «Новый век» требует от православного апологета знаний, почерпнутых из многих самых разных областей религии, науки и культуры. Необходимо, вероятно, уже сейчас углубленное изучение новой ереси нашими богословами и ознакомление с ней семинаристов и духовенства.
В религиозной агрессии, которую сегодня Запад ведет против православной России, «Новому веку» отведена важная и определенная роль: роль многоликого, псевдодуховного и архинового соблазна, который должен заинтересовать интеллектуальную и религиозно чуткую элиту в подрастающих поколениях, оторванных от национальных традиций. Однако, как показывают последние годы, все больше русской молодежи возвращается к этим традициям, а через них — к православной вере, которая одна может сполна утолить ее духовную жажду, ибо в этой вере без изменений и извращений сохранено все то, что заповедал людям для их спасения Господь наш Иисус Христос.
Другие статьи автора:
-
Слово о святом благоверном князе Александре Невском
№1 ( 1990 г. ) -
Введение во храм Пресвятой Богородицы
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
Рождество Христово
№4 ( 05.11.1991 1991 г. ) -
Крещение Господне
№4 ( 05.11.1991 1991 г. ) -
Сретенье Господне
№4 ( 05.11.1991 1991 г. ) -
Неделя Всех святых, в земле российской просиявших
№6 ( 03.03.1992 1992 г. ) -
Праздник святых первоверховных Апостолов Петра и Павла
№7 ( 07.04.1992 1992 г. ) -
Успение Пресвятой Богородицы
№7 ( 07.04.1992 1992 г. ) -
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
№8 ( 02.06.1992 1992 г. ) -
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге
№8 ( 02.06.1992 1992 г. ) -
Иеговисты и их секта
№10 ( 02.07.1993 1993 г. ) -
Беседа с православной писательницей Т. М. Горичевой
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Братство прп. Cерафима Cаровского
№16 ( 29.07.1996 1996 г. ) -
Народ защищал свои святыни
№17 ( 14.07.1997 1997 г. )