МЕСЯЦЕСЛОВ
В. Антонов
Рождество Христово
Владимир Соловьев
НОЧЬ НА РОЖДЕСТВО
Пусть все поругано веками преступлений,
Пусть назапятнанным ничто не сбереглось,
Но совести укор сильнее всех сомнений,
И не погаснет то, что раз в душе зажглось.
Великое не тщетно совершилось:
Недаром средь людей явился Бог;
К земле недаром небо преклонилось,
И распахнулся Вечности Чертог.
В незримой глубине созданья мирового
Источник истины живет, не заглушен,
И над руинами позора векового
Глагол ее звучит, как похоронный звон.
Родился в мире Свет, и Свет отвергнут тьмою,
Но светит Он во тьме, где грань добра и зла.
Не властью вышнею, а правдою самою
Князь века осужден и все его дела.
Впервые за последние 65 лет Рождество было в России праздничным днем. В стране выросло целых три поколения за эти годы, когда все великие православные праздники не помечались красным цветом в гражданском календаре. Пасха и Троица совпадали с днями отдыха, а в Рождество Христово христианам зачастую приходилось трудиться на своих рабочих местах, петь не в храме с духовной радостью: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума...», а про себя повторять слова этого праздничного тропаря, только дома — да и то не всегда — слыша поздравление: «С рождеством Христовым!»
Впервые в этом году могли мы прочесть это поздравление в газетах, услышать по радио и с экрана телевизора, увидеть на нем полностью праздничную службу, купить рождественские открытки и даже от коллег и начальников-атеистов услыхать: «С Рождеством Христовым!» Как бы искупая свою вину, одни произносили их с. некоторой экзальтацией, другие — с трогательной искренностью и глубоким чувством. Под равнодушием, порожденным годами страха и притеснений, скрывалась очень часто заинтересованная симпатия к великому событию нашего спасения, которая большей частью питалась рассказами в семье, чтением русской литературы, сведениями от знакомых православных. Этим верующим теперь с жадным любопытством задавались вопросы о смысле и исторических обстоятельствах Рождения Спасителя мира.
Приходилось прежде всего объяснять, зачем Бог воплотился и явился в этот мир. Объяснять, что после грехопадения первых людей и разрыва связи с Богом, грех постепенно заполонил землю и никакие Божьи наказания, предупреждения пророков, знамения не могли образумить и исправить человечество, а оно своими силами не могло подняться от своего падения. Должен был явиться во плоти Сам Бог и примирить грешный человеческий род с Богом, научить его изгонять из своей души злые чувства и началам любви. Без Христа и до Христа каждый человек был обречен после своей кончины на адские муки. «Днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде» поется в храме в праздник Рождества.
«Хорошо»,— отвечают вопрошающие. «Бог по Своей любви к людям послал нам Сына Своего для нашего спасения. Но разве не мог Христос явиться на земле в каком-нибудь впечатляюще-фантастическом виде, а не в виде человека, да еще беспомощного младенца?» Они не знают, что человек — любимое творение Божье, имеющее Его образ и подобие. И как пишет, излагая св. Иоанна Златоуста, митрополит Московский Филарет: «Я (т. е. человек) приобщился образа Божия, и не сохранил его. Бог приобщается моей плоти, чтобы и образ Свой (т. е. человека) спасти и плоть обессмертить... тогда (при сотворении человека) лучшее преподал, а теперь приобщается худшего. Сие божественнее прежнего...» Только вочеловечившись, став человеком по всему, кроме греха, Христос— Сын Божий, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, принес спасение и даровал людям возможность обожения, победы над смертью и дьяволом. Явись Он не как Богочеловек, разве можно было бы говорить о человеке как возлюбленном чаде Божьем? И не пройди Он все этапы человеческой жизни, разве был бы Господь во всем человеком? И потому вочеловечивание Христа, Его воплощение названо «божественнее», чем сотворение человека Богом.
В праздник Рождества читается в храме о первых днях творения, и дело искупления от греха ставится тем самым в прямую связь с делом творения. В творении человеку была дарована жизнь, а через искупление Христом ему, духовно умершему от греха, снова дается жизнь новая, жизнь в Боге, без которой чисто физическая жизнь не имеет смысла, что в нашем обществе подтвердилось еще раз с огромной и наглядной силой. Без Христа нельзя оказалось сделать лучше не только человека, но и само общество, которое на глазах стало тлеть и распадаться. От окончательного одичания сохранила нас только Церковь Христова, которая спасительной скалой высилась все эти годы в море безбожия и бездуховности.
Поражают современного человека и обстоятельства рождения Спасителя мира. Почему Он родился в такой невзрачной обстановке: в заштатном Вифлееме, в тесной пещере, на соломе, незаметно для окружающих, кроме волхвов и пастухов? Родился без грандиозных знамений в природе, дабы все почувствовали, Кто пришел в мир? Многие не знают даже о бывшем тогда знамении — вифлеемской звезде, достоверность которого признала наконец и наука. А ведь это знамение видели все, но одни персидские маги поверили ему и отыскали Спасителя. И разве знамения и чудеса обращают к Богу сердце человеческое? Сколько сотворил чудес Христос и все ли их видевшие уверовали в Него?
Было знамение и местное — пастухам, которым явился Ангел, сообщивший о «Рождении Христа Господа», явилось целое ангельское воинство, воспевшее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение». Но никто кроме этих простых людей не удостоился увидеть это знамение: все были погружены в глубочайший сон — иудеи спали, ожидая Мессию в блеске земного величия, язычники — у подножия своих идолов. То был не только физический сон, ночью естественный, но и сон греха, ослепления и гордости. Потому только пастухи поспешили поклониться Богомладенцу, а остальные жители и Вифлеема и всей Иудеи даже не подозревали о величайшем чуде, свершившемся в эту зимнюю ночь. Но так и должно было быть, ибо всё великое всегда творится в тишине и тайне, открываясь Богом только избранным.
И воплощенный Бог пришел в мир тихо и незаметно потому, что желал послужить людям, утешить кающихся, помочь обездоленным и гонимым, а не повелевать ими как грозный земной владыка. Их помощником и утешителем пришел Он, а не другом сильных, гордых и мудрых, которые предпочитают уповать на собственные силы и вспоминают обыкновенно о Боге только в минуты горя, отчаяния и растерянности. «Сегодня Бог пришел к грешникам, не превозносись же, праведник, пред грешным!» (преп. Ефрем Сирин). Явившись в «зраке раба», т. е. без блеска и величия, Христос хотел привлечь к Себе сердца не внешним авторитетом и могуществом, а внутренним содержанием Своих слов и поступков, поняв и проникнувшись которым, человек бы по доброй своей воле, без всякого принудительного воздействия со стороны, сам за Ним последовал и был предан Ему не за страх, а за совесть, предан не месяц, а всю отпущенную ему жизнь.
В наши дни величайшую тайну Рождения Христа Спасителя новообращенные часто пытаются постигнуть чисто умозрительно, исследуя её при помощи своего разума, вместо того, чтобы пережить её в Церкви, которая отмечает этот праздник в ликующих гимнах, открывающих чистому сердцу больше, чем тома ученых изысканий. Уже в первых стихирах праздничного богослужения в сжатом виде заключено многое: «Приидите возрадуемся Господу, возвещая настоящую тайну: средостение вражды разрушилось, пламенное оружие обратило тыл, и Херувим отступает от древа жизни, и я приобщаюсь райской пищи Эдема... неизменный образ Отца, образ Его вечного существа, зрак раба приемлет, рождаясь от неприкосновенныя Матери... по человеколюбию сделавшись человеком; возопием к Нему: «Боже, родившийся от Девы, помилуй нас».
Вне храма для православного человека нет и не может быть радости встречи с Родившимся Спасителем и потому в его душе сызмальства звучит прекрасное песнопение, которое знали наизусть все его предки, вся верующая Россия: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог». Ныне зазвучит оно и для тех, кто после долгого сна впервые пришел на эту встречу.
Другие статьи автора:
-
Слово о святом благоверном князе Александре Невском
№1 ( 1990 г. ) -
Введение во храм Пресвятой Богородицы
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
Крещение Господне
№4 ( 05.11.1991 1991 г. ) -
Сретенье Господне
№4 ( 05.11.1991 1991 г. ) -
Неделя Всех святых, в земле российской просиявших
№6 ( 03.03.1992 1992 г. ) -
Праздник святых первоверховных Апостолов Петра и Павла
№7 ( 07.04.1992 1992 г. ) -
Успение Пресвятой Богородицы
№7 ( 07.04.1992 1992 г. ) -
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
№8 ( 02.06.1992 1992 г. ) -
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге
№8 ( 02.06.1992 1992 г. ) -
Иеговисты и их секта
№10 ( 02.07.1993 1993 г. ) -
«Новый век» готовит приход Антихриста
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
Беседа с православной писательницей Т. М. Горичевой
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Братство прп. Cерафима Cаровского
№16 ( 29.07.1996 1996 г. ) -
Народ защищал свои святыни
№17 ( 14.07.1997 1997 г. )