МЕСЯЦЕСЛОВ
В. Антонов
Сретенье Господне
Современному русскому человеку слово «Сретенье» кажется архаично-непонятным, хотя его основа легко узнается: сретенье — это встреча, а в православном календаре — встреча Господа, Который на 40-й день после Своего рождения был принесен, согласно еврейскому обычаю, в иерусалимский храм для посвящения Богу как первенец. Обычай этот был установлен в память об исходе евреев из египетского рабства, когда от гибели были спасены первенцы в еврейских семьях. Исполняя этот старинный обычай, и пришла Божья Матерь с Иосифом в храм, принеся младенца Христа и двух голубиных птенцов как установленную жертву благодарности Богу за рождение первенца. Так Божья Матерь и Господь поступали всегда, выполняя со смирением не только нравственные, но и обрядовые установления Ветхого Завета, хотя позже Господь отменил его через Своих апостолов.
В храме их встретил праведный старец Симеон, которому, по преданию, было около 300 лет. Некогда он по приказу фараона Птоломея занимался переводом Библии на греческий язык, но, переводя пророчество о рождении будущего Спасителя от Девы, усомнился в последнем, и тогда Ангелом ему было предсказано, что он не умрет, не увидев Христа Господня. Долго ждал праведник исполнения этого обетования, служа в храме, этом месте ветхозаветного благочестия.
Наконец, обещанный день наступил. Следуя не привычке, а голосу Св. Духа, уже одряхлевший Симеон явился в этот день в храм, «чающий утешения Израилева» (Лк. 2, 25), т. е. встречи со Спасителем. В храме он увидел Богородицу и благочестивого Иосифа, берет на руки Божественного Младенца, принимает посвящение Божьей Матерью Сына Богу, Отец Которого — Он Сам. В этом посвящении узнается начало будущего за нас жертвоприношения Христа Богу-Отцу. Обет посвящения завершится на Голгофе и посему, входя в мир, Христос произнес: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне... вот иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» (Евр. 10, 5. 7).
С великой радостью исповедует Симеон перед Господом: «видели очи мои спасение Твое». С радостью, потому что исполнились пророчества, данные не только ему, но и всему израильскому народу. Теперь ему нечего делать на земле — Спасение пришло на неё, причем не для одного народа Израилева, как надеялись иудеи, но и «свет к просвещению язычников» (Лк. 2, 32), т. е. для всего человечества. Отныне Ветхому Завету суждено умаляться, и начало тому положила его встреча в лице Симеона со Христом, Который принес миру Новый Завет.
И своим духовным взором Симеон видит это будущее, как Свет не просвещает, а омрачает очи Израиля, как краеугольный камень отвергается строителями (Мф. 21, 42), как о Него спотыкаются и разбиваются многие. И радость Симеона о пришедшем в мир Спасителе завершается горьким для израильского народа предсказанием, что Христу предначертано быть «на падение и восстание многих» (Лк. 2, 34). Оно и исполнилось в точности со временем.
С сокрушенным сердцем предрекает Симеон — будучи не в состоянии сдержать действие пророческого дара — Божьей Матери скорби и напасти. Предрекает в день, когда вроде бы следовало радоваться, ликовать и благословлять! И Божья Матерь смиренно принимает это пророчество о Своем кресте и Голгофском, ибо знает, что Отец Небесный не подает камня вместо хлеба. «Се раба Господня» был, очевидно, ее ответ и в этот раз.
Священнодействие в иерусалимском храме, казалось бы, могло завершиться на этом пророчестве Симеона. Но точно описывая всё случившееся, Евангелист Лука рассказывает нам о другом участнике Сретенья — пророчице Анне, уснащая свой рассказ подробностями о её происхождении, возрасте и даже отмечая, что в браке она прожила всего «семь лет». Овдовев, Анна полностью посвятила себя служению Богу и «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2, 37). Живя столько времени праведной жизнью и награжденная свыше даром прозрения, она не могла не увидеть Солнце правды, прославить Его и возвещать затем об этом всем жаждавшим спасения. Симеону вскоре суждено было умереть, напоминать о происшедшем Сретеньи пришлось Анне, потому в священной истории оба имени оказались неотделимы, и на Руси храмы почти всегда освящались в честь обоих ветхозаветных праведников.
В день Сретенья Господь — беспомощный младенец; Он не говорит, не действует и пройдет еще много времени, прежде чем Он выйдет на Свое служение людям, начнет творить великие чудеса и наставлять на путь спасения Своим словом и делом. Но сколько и в день Сретенья свершено для нашего спасения! В этот день встретились Бог и человечество. Как первенец человечества Христос приносится в очистительную жертву Богу; Он предстает перед лицом Божьим не только за Себя, но и за нас, чтобы следуя за Ним, и мы полностью принесли себя Богу. Христос приносится в храм как жертва Богу от грешного человечества, но одновременно он является начатком, основателем посвященного Богу и действительно освященного и святого человечества, ибо в Нем в единой ипостаси впервые в мире встретились Бог и человек.
Поэтому, когда, по примеру Спасителя, родители на 40-й день приносят новорожденного в храм, они приносят его Богу, чтобы, согласно церковной молитве, «явитися Богу, всех Творцу». Ныне однако воцерковление чаще всего следует тотчас за крещением, так что оба священнодействия не разнесены, как прежде, по времени, но воцерковление в значении от этого даже усиливается — родители и крестные сразу видят его связь с таинством крещения. Для них первая встреча новокрещаемого с Богом в Его доме бывает зачастую тоже первой и с нее начинается их возвращение в Отчий дом.
Другие статьи автора:
-
Слово о святом благоверном князе Александре Невском
№1 ( 1990 г. ) -
Введение во храм Пресвятой Богородицы
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
Рождество Христово
№4 ( 05.11.1991 1991 г. ) -
Крещение Господне
№4 ( 05.11.1991 1991 г. ) -
Неделя Всех святых, в земле российской просиявших
№6 ( 03.03.1992 1992 г. ) -
Праздник святых первоверховных Апостолов Петра и Павла
№7 ( 07.04.1992 1992 г. ) -
Успение Пресвятой Богородицы
№7 ( 07.04.1992 1992 г. ) -
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
№8 ( 02.06.1992 1992 г. ) -
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге
№8 ( 02.06.1992 1992 г. ) -
Иеговисты и их секта
№10 ( 02.07.1993 1993 г. ) -
«Новый век» готовит приход Антихриста
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
Беседа с православной писательницей Т. М. Горичевой
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Братство прп. Cерафима Cаровского
№16 ( 29.07.1996 1996 г. ) -
Народ защищал свои святыни
№17 ( 14.07.1997 1997 г. )