МЕСЯЦЕСЛОВ

В. Антонов

Апостол Петр. Апостол Павел.

Апостол Петр. Апостол Павел.

Праздник святых первоверховных Апостолов Петра и Павла

В этом году этот праздник носил в нашем городе совершенно особый характер — месяцем раньше горожане высказались за возвращение Ленинграду прежнего исторического имени града св. Петра, которое дал ему державный основатель, сам его носивший. Можно с полным основанием утверждать, что мнение Церкви, объявленное правящим Митрополитом Иоанном, сыграло в этом случае решающую роль, склонив к положительному ответу колебавшихся.

Город наконец-то снова обрел имя своего небесного покровителя, лишившись которого он претерпел невиданные в своей истории муки и невзгоды. С Санкт-Петербургом был связан расцвет России, и потому многие ныне надеятся, что (хотя город во многом утратил былой русский дух) он все-таки сможет возродиться, и восстановление прежнего названия — первый к тому шаг, ибо как после своего отречения апостол Петр, раскаявшись, твердо затем шел за Христом, так и наш город, вернув себе после временного помрачения имя Петрово, со слезами покаяния обратится к Спасителю, Который дарует ему славное будущее. Но покаяние остается главным условием; без него звучное и содержательное имя останется лишь приятной для слуха усладой.

Сегодня мало кто из горожан знает, чье имя возвращено городу. Некоторые наивно полагают, будто Петр назвал его в честь самого себя... Невдомек современным петербуржцам, что, желая придать определенное значение новой столице, царь сознательно выбрал имя верного и пламенного апостола Христова, на котором Господь основал Свою Церковь, и который, вместе с апостолом Павлом, именуется Первоверховным. Оба этих великих апостола, связанные воедино в истории христианства, оказались связанными и в нашем городе — в Петропавловском соборе, вознесшим свой золотой шпиль в центре бывшей столицы, центре огромной православной страны.

Но в своей жизни апостолы не были связаны столь тесно и сильно отличались друг от друга по характеру и обстоятельствам жизни. Апостол Петр был сыном рыбака и сам рыбаком, тогда как Павел происходил из обеспеченной семьи, имел права римского гражданина и получил хорошее образование в родном Тарсе и в Иерусалиме, в академии для подготовки раввинов.

Петр был приведен к Самому Христу своим братом, апостолом Андреем, и Господь, видя его пламенный дух и решительность, дал ему имя Кифа или Петр, что значит «камень», и обещал на этом камне создать Свою Церковь. Совсем иное призвание пережил молодой Савл. Будучи ревностным фарисеем, он был обращен и призван к служению явлением воскресшего Господа.

Петр был первым среди апостолов Христовых, постоянно сопровождал Господа и первым решительно исповедал Его Христом, т. е. Мессией. Павел же не только не знал Спасителя во время Его земной жизни, но и гнал Его сторонников, получив на то официальные полномочия от синедриона.

Казалось бы, Савлу и Кифе, т. е. Павлу и Петру, никогда не было суждено быть и действовать вместе. Но воля Божья была иной — она объединила обоих апостолов в их служении Христу. Они — хотя каждый раздельно — проповедуют Евангелие в разных концах римской империи, часто посещая одни и те же города и общины; участвуют в 51 году в Апостольском соборе в Иерусалиме; и оба — правда, в разные годы — претерпевают мученическую кончину вдали от дома, в Риме.

А как разнятся характеры апостолов? Петр — порывист, горяч и непосредственен, Павел — строг, рассудителен и сдержан. Обоих, однако, роднит преданность Господу и Его делу, источник которой они видят в Божьей благодати, питающей их в самых разных обстоятельствах. Петр пишет о себе: «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа» (2 Пет. 1, 1), и Павел использует те же слова: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию» (Рим. 1, 1). Оба действуют ради одного — «утвердить братьев своих» (Лк. 22, 32), утешая и ободряя их в гонениях от врагов Креста Христова, внешних и внутренних, советуя и вразумляя, а главное — наставляя в вере и разъясняя основные положения евангельского учения о спасении.

Наставляя также и нас своими посланиями и житием, Первоверховные Апостолы показывают одновременно, как мы должны поступать в тех случаях, когда сталкиваемся с вызовом от врагов нашей веры, к числу которых, тогда и ныне, принадлежат оккультисты, т. е. колдуны, чародеи и экстрасенсы, и сторонники идолослужения, т. е. кришнаиты и неоязычники. Апостол Павел предупреждает их и нас: «Дела плоти известны; они суть: ...идолослужение, волшебство..., поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5, 1921).

Не только словом обличали апостолы служителей сатаны, но и боролись с ними в открытую, перед всем народом. Когда Петр проповедовал в Риме, там с великим успехом творил бесовскою силою лжечудеса Симон-волхв: он менял свой облик, вызывал души умерших, показывал воскресших якобы мертвецов и т. п. Желая однажды погубить апостола, он вызвал его на «соревнование» — воскресить перед толпой умершего юношу. Чарами волхв заставил юношу поднять голову, но не смог заставить его встать и ходить.

Апостол же, помолясь, воззвал к мертвому: «Юноша, встань! Воскрешает тебя и исцеляет Господь Иисус Христос». Умерший действительно поднялся и начал ходить и говорить, так что толпа, недавно готовая убить апостола, воскликнула: «Один есть Бог, Которого проповедует Петр!» Видим ли мы сегодня наше духовенство, посрамляющее колдунов на их многолюдных сеансах лжеисцелений? Повторяет ли оно принародно современным чародеям слова Петровы: «Перестань бесовскою силою прельщать людей, за которых Христос пролил кровь Свою!»

Сегодня, когда чародеи соблазняют десятки тысяч, жаждущих пищи духовной, не пора ли обличать их столь же бесстрашно силой веры и слов Христовых? Ведь не страшился когда-то апостол Петр громко молиться перед огромной толпой римлян: «Господи Иисусе Христе, Боже мой! Открой народу ложное чудо, творимое волшебником, чтобы он не соблазнял больше народа, в Тебя верующего». И тотчас возносимый бесами на небо Симон-волхв рухнул вниз и разбился насмерть, сопровождаемый насмешками обманутого народа, к которому апостол тут же обратился с проповедью о Спасителе.

Мы же, по своему маловерию и малодушию, избегаем обличать современных лжеучителей и кудесников («неудобно», «мы — не фанатики», «у нас плюрализм»), забыв, по-видимому, обетование Господа: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью; и ничто не повредит вам» (Лк. 10, 19). Этому обетованию следовали Первоверховные Апостолы Петр и Павел, как истинные ученики и благовестники Христовы.

 


Другие статьи автора: