МОЛИТВЕННИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Е. Поселянин

Прп. Серафим Саровский как Чудотворец

Крепко любил и почитал русский народ препод. Серафима — во время его еще земной жизни — и благоговейно будет чтить его теперь, как причисленного к лику святых. Любил в свою очередь и прп. Серафим русский народ, любил и любит теперь. Любовь его проявлялась и в молитве за народ русский православный,— и в его многочисленных чудесах до смерти и после нее. Перечислять все его чудеса — нет возможности, и приходится рассказывать только некоторые из них. Одни из этих чудес — совершались при его жизни, другие же после — но по его ходатайству и милосердию. Рассказ об одном из таких чудес записан со слов благочестивой и образованной женщины, А. П. Е-ной и был помещен в журнале «Духовная Беседа» 1872 года. Истина всего рассказанного не подлежит сомнению.

Родителей своих г-жа Е-на лишилась еще в детстве и, получив образование в Петербурге, шестнадцати лет поступила жить к родному своему дяде, который по доброте своей, был для нее истинным отцом. Нисколько не стесняя ее воли и для ее счастия, он решился вскоре выдать ее замуж. Сама она не лишена была приятной наружности, получила хорошее образование и обеспеченное состояние. Заметив в окружающем обществе одного молодого человека со всеми достоинствами, она прилепилась к нему всем своим сердцем. Главное, невинная ее в ту пору душа нашла внутри его подобную себе подругу. С детским живым воображением Е-на рисовала себе будущность в прекрасных чертах семейной жизни. Молодой человек на ее нежность всегда отвечал нежностью и казался ей как будто бы зеркалом, верно отражающим в себе все ее тогдашние невинные девственные чувства и мысли. В таких отношениях друг к другу они были уже несколько месяцев.

Наступил 1829 год, январь. Е-на помещалась тогда у дяди в одной комнате с двумя его дочерями и с гостившей у них посторонней барышней. Очень естественно, что счастливая ее будущность была у них предметом всегдашнего разговора. В один вечер, после таких разговоров, все они легли в постель. Неизвестно, спали ли уже другие, но Е-на не могла еще крепко заснуть и оставалась в полудремоте. Вдруг она как будто видит, что дядя с каким-то старцем входит к ним в спальню. Робкая девушка тотчас постаралась прикрыть себя с головой одеялом; из-под него слышит, что вошедшие подходят к ее кровати и дядя говорит: «вот она спит». А старец на его слова замечает: «напрасно она идет замуж; много, много — два или три месяца проживет ее муж. Каково же ей будет попасть из сирот во вдовы? ведь это все равно, что из огня в полымя».

После сих слов в спальне все стихло; никого и ничего не слышно стало. Е-на боялась открыть одеяло; горько плакала и пламенно молилась Богу о помиловании ее. Спустя немного, сильное потрясение души заставило ее проснуться, и когда она пришла в полное сознание, то ознаменовала себя крестом, а из глаз ее лились слезы. Тяжело было ей после этого дождаться утра, пока не встали подруги, ближайшие ее собеседницы и искренние участницы в скорби и радости; длинны казались ей часы, и душа ее жестоко страдала.

Когда совсем рассвело, подруги ее детства, не зная ее скорби, приветствовали ее с веселым лицом невинными шутками; а у ней самой был вид бледный, и слова замирали на устах. Она терялась и не знала, что им отвечать. Радушие и любопытство их заставили ее, наконец, открыть им сердечную тайну. От них тотчас же узнали и все в доме; дядя и другие. Каждый из них старался разуверить ее, что сон ее был не более как мечта, после вечерних разговоров, что в ней играло воображение, представляло ей как ребенку, в лицах, несбыточность ее надежд и как будто выведывалась у ней верность к избранному на всю жизнь другу ее сердца. Е-на сначала много им возражала; они со своей стороны тем или другим старались опровергнуть ее слова,— и в короткое время совершенно ее успокоили. Е-на готова была даже смеяться над своим легковерием.

Образ прп. Серафима Саровского, молящегося на камне.

Образ прп. Серафима Саровского, молящегося на камне.
(Из Свято-Троицкой церкви «Кулич и Пасха» в С.-Петербурге.)

Саровская пустынь. Источник прп. Серафима.

Саровская пустынь. Источник прп. Серафима.

Торжество брака было великолепное; к ним собралось большое общество и, видя ее с мужем, цветущими молодостью и здоровьем, никто и не думал, что радость их в скором времени исчезнет навсегда. Но через несколько недель молодой муж начал чувствовать перемену в своем здоровье; мало-помалу ослабевая в силах, он слег в постель. Пригласили опытных врачей; жена и дядя ее сами имели о нем неусыпное попечение; а лучше ему нисколько не становилось. Напротив, он увядал со дня на день. На другой день праздника Святителя Николая, 10 мая, когда во внешней природе все оживает, муж Е-ной скончался. Сначала она даже не хотела верить глазам своим, была в совершенном исступлении; но когда убедилась в действительности совершившегося, то сделалась без памяти и почти не помнила, как предали земле ее мужа.

После похорон родные ее и близкие не знали, что делать, как вывести ее из отчаяния. Она доходила до сумасшествия и, может быть, лишила бы себя жизни, если бы не было за ней строгого надзора. Так продолжалось 10 месяцев, после которых дядя ее как-то и от кого-то узнал о подвижнической жизни и благодатных дарах Саровского старца о. Серафима. Когда дядя сообщил Е-ной свое мнение об отце Серафиме и стал советовать съездить к нему, то она с готовностью приняла его предложение, не глядя ни на дальний путь (около 500 верст), ни на перемену погоды и дороги, ни на слабые, изнуренные скорбию силы. Поспешно собравшись, отправилась она в Сэров, с надеждою найти себе там хоть какое-нибудь утешение.

По приезде туда, остановилась в гостинице; от служащих при ней иноков она с нетерпением желала узнать, где находится о. Серафим — в монастыре или в пустыньке на безмолвии? К счастью, сказали ей, что он в обители, и можно к нему идти. Не теряя ни мало времени, она поторопилась видеться с ним и получить от него какое-нибудь облегчение в скорби, сильно тяготившей ее душу.

Торопливо войдя в монастырь, Е-на была поражена необыкновенным зрелищем: между Успенским собором и противоположным одноэтажным домом точно волны двигались густые массы народа. Из расспросов у других Е-на узнает, что в этом самом доме живет о. Серафим; она вмешивается в толпу народа из всякого пола, возраста и звания; сквозь них пробирается к крыльцу, куда и все также стремились; с большим трудом проходит в сени и чрез отворенную дверь проникает в самую келью о. Серафима.

Он был чрезвычайно тесно окружен со всех сторон своими почитателями. Е-на, по примеру других, протянула к нему руку для принятия благословения, не имея еще возможности всмотреться ему хорошенько в лицо; а он, давая ей благословение и сухарик, сказал: приобщается раба Божия Анна благодати Божией. Каково же было ее удивление, когда она, от человека, совершенно не знавшего ее, услышала свое имя; а посмотрев о. Серафиму прямо в лицо, узнала в нем того самого старца, который предостерегал ее от несчастного замужества!

Между тем, следующие за нею люди беспрестанно отталкивали ее, чтобы им самим принять также благословение и услышать что-нибудь из уст его. Вытесненная в сенцы, Е-на около стенки ощупала ногами несколько поленьев и, приподнявшись на них, стала сквозь дверь чрез народ пристально смотреть на о. Серафима. Ангельский его образ, кротость в обращении со всеми показывали в нем необыкновенного человека. Она не спускала с него глаз ни на одну минуту. Следя за всеми его движениями, вскоре заметила, что он как-будто бы хочет прекратить прием к себе народа, потому что стал всех выпроваживать, говоря с кротостию: идите с миром, идите с миром. Притом, навернув себе на одну руку полотенце, сам ближе подвигался к отворенной двери, рядом с которой Е-на стояла.

Взявшись одной рукой за скобку двери, другой, совершенно для нее неожиданно, ввел ее также за руку к себе в келью и, ни о чем не спрашивая ее, прямо стал ей говорить: что сокровище мое, ты ко мне убогому приехала? знаю, скорбь твоя велика: но Господь поможет перенесть ее. После этих и других утешительных слов, он велел ей отговеть у них в обители, исповедаться у старца Илариона и приобщиться св. Тайн. Все это Е-ною было исполнено.

В отношении же покойного мужа, когда она думала про себя, не лишится ли он Царствия Небесного, потому что, пред смертию, не исповедался и не приобщился св. Тайн Христовых, о. Серафим на ее мысль сказал: не сокрушайся об этом, радость моя, не думай, что из-за этого одного погибнет душа его. Бог только может судить, кого чем наградить. Бывает, что иной хочет приобщиться, но почему-нибудь не исполнится его желание, совершенно от него независимо. Такой невидимым образом сподобляется причастия Ангела Божия.

О. Серафим приказал еще Е-ной, по приезде домой, в течение сорока дней неопустительно ходить на могилу мужа и говорить: Благослови меня, господине мой и отче! прости мне, елико согреших пред тобою, и тебя Господь Бог простит и разрешит. В течение также 40 дней велел брать из храма Божия, от совершающихся служб, пепел из кадила и выкопав на могиле ямку, шириною в четверти две, всыпать в нее пепел и прочесть по три раза: Отче наш, Иисусову молитву, Богородице Дево, радуйся, и один раз Символ веры.

После говения, как ни приятно было Е-ной пользоваться духовным врачевством и расположением святого старца, но надо было торопиться домой, потому что приближался конец зимнего пути. О намерении своем ехать домой и опасении как бы скоро не испортилась дорога, Е-на сообщила старцу, а он сказал ей: радость моя! не бойся ничего. Бог даст тебе дорожку: снежок выпадет еще на пол-аршина, и ты лучше доедешь, чем приехала, а в Петров пост будь здесь. Действительно, 17 марта, в день Алексия Божия человека, выпал такой точно снег, как предсказал старец, Е-на очень удобно совершила обратный путь. Она выполнила приказание старца; 40 дней посещала могилу мужа; говорила над прахом его всякий день то, что о. Серафим велел — и 40 дневный пепел всыпала в ямку с молитвами, назначенными также им. После этого Е-на как-будто совершенно переродилась: в душе ее водворилось такое спокойствие, какого со смерти мужа она никогда не чувствовала.

Так провела Е-на в деревне два месяца по приезде из Сарова. Наступил Петров пост. По назначению о. Серафима, она опять поехала в Сэров. Весела ей была тогда дорога. Она думала, что едет к родному отцу. По прибытии в обитель, не медля ни минуты, как лань, бросилась к нему в пустыню. Спрашивает: где о. Серафим? ей указывают на речку и отвечают: вон он там; и Е-на только с напряженным зрением могла рассмотреть, что он копошится в воде, вынимает оттуда крупный булыжник и после, выйдя из воды, потащил его на берег. О. Серафим, заметив ее с веселым лицом сделал ей на первый раз такой привет: что, сокровище мое, приехала? Господь благословит тебя; погости у нас. Вскоре он стал отсылать Е-ну и народ в монастырь, приказывая туда торопиться. Действительно, вскоре нашла туча, сильные раскаты грома с молниею до чрезвычайности всех перепугали, а от проливного дождя ни на ком не осталось ни одной сухой нитки. На другой день, как Е-на пришла к о. Серафиму, он, приняв ее очень милостиво, с ангельскою улыбкою сказал ей: что, сокровище мое, каков дождичек, какова гроза? Не попала бы ты под них, если бы послушала меня; ведь я тебя заранее посылал от себя.

С благословения о. Серафима, Е-на пробыла в Сарове в этот раз 8 дней, и он принимал ее к себе каждый день, кроме пятницы. В этот день он оставался в безмолвии и, как надо полагать, погружался в размышления о страданиях сладчайшего Искупителя. Вид лица о. Серафима был тогда совершенно необыкновенный, сквозь кожу у него проникал благодатный свет и, хотя слабо, можно было уподобить ее разве тонкой писчей почтовой бумаге, когда в ясный день будешь смотреть сквозь нее к солнцу, в глазах у него выражались спокойствие и какой-то особенный восторг. Надо полагать, что он, по созерцательному состоянию духа находился в видимой природе, в святых небесных обителях.

Саровские торжества в 1903 г. Их Императорские Величества у источника прп. Серафима.

Саровские торжества в 1903 г. Их Императорские Величества у источника прп. Серафима.

Е-на, проведя с небольшим неделю в Сарове, с благословения о. Серафима, отправилась оттуда домой. С большою грустью она расставалась с этим святилещем, где видела в отце Серафиме много чудесного и получила от него чрезвычайно много полезного для своей души на всю жизнь. Потому, может быть, особенно грустна была для нее разлука с о. Серафимом, что сердце ее предчувствовало скорую его кончину и что здесь на земле они друг с другом никогда более не увидятся. При жизни его, Е-на после не была уже ни разу в Сарове.

Но преподобный Серафим не оставлял без чудесной помощи и тех, кто прибегал к нему и по отошествии его из грешной земли. Много им было совершено чудес; упоминать все эти чудеса, бывшие после кончины, нет возможности,— расскажем только про некоторые.

Так, жительница г. С.-Петербурга Жуковская в своем письме на имя игумении Серафимо-Дивеевского монастыря — писала: «Пятилетняя дочка наша Мария опасно заболела. Были приглашены доктора. Оказалось, что у нашей дочки скрытая скарлатина, бросившаяся в мозг. Мы с мужем знали,— что это болезнь тяжелая, мучительная. С верой — я попросила своего мужа сходить к о. Назарию, который был священником в Придворной Госпитальной Церкви, и упросить последнего скатить водичку с камешка прп. Серафима.

Узнав о болезни нашего ребенка, о. Назарий был так добр, что уделил нам и частицу камешка, сказав мужу, что когда будем скачивать с него воду, то в это время следует прочитать 3 раза «Отче наш» и столько же «Богородице, Дево, радуйся», опустив самый камешек в воду.— Перед возвращением мужа от о. Назария был у нас доктор, который мне объявил, что если болезнь примет дурной оборот, то больная будет жаловаться на головокружение, которое будет сопровождаться рвотой. Не успел доктор уйти, как все это обнаружилось, и больная стала бредить с открытыми глазами. В это время мой муж возвратился домой. Узнав все мои опасения на счет больной, он мне сказал, подавая камешек: «вот тебе лекарство», объяснив, как надо воду скатить. С благоговением поцеловала я этот камешек и немедленно приготовила водицу. Это было часов в 12 дня. Мой муж ушел на службу и возвратился в 4; в этот промежуток я старалась чаще поить больную с чайной ложечки; к приходу отца она вышла из забытья, а к вечеру спросила игрушки. Доктор, навестивший больную часов в 8 вечера, думал ее найти в опасном состоянии. Велико его было удивление, когда он нашел ее здоровой.»

Нельзя также без слез умиления читать письма исцеленной прп. Серафимом Анны Рубцовой. Она пишет: «Дивный Бог во Святых своих, Бог Израилев, и на мне худой и недостойной грешнице явил Он милость свою через великого угодника Своего, пустынножителя Саровского, иеромонаха Серафима. Да пройдет слава его от края до края земли Русской! Здесь, на границе России с Польшей, я пою ему со слезами сердечной благодарности панихиды, а Вас прошу, Ваше Высокопреподобие, передать мою нижайшую просьбу кому-либо из иеромонахов, отслужить панихиду на гробе его и благодарственный молебен Богоматери Всех Скорбящих.

Теперь не поставьте в труд выслушать меня, как узнала я, живя за несколько тысяч верст, что пустынь святая ваша обладает таким сокровищем. Бывши еще ребенком, я часто бывала в монастыре у моей тетки и видела картину, писанную на полотне масляными красками, чудной работы — «кончина иеромонаха Серафима»,— и она мне многое рассказала о его высокой жизни, о его неисповедимых трудах.

— Прошли десятки лет, муж мой был назначен вице-губернатором в г. Ковно, на самую границу Польши; тут не знаю почему, мне часто стала приходить в голову эта картина, а прежде я о ней никогда не думала. Год спустя, мужа перевели в г. Вильно директором канцелярии северо-западного края. По приезде моем в Вильну, я сделалась тяжко больна и прохворала четыре почти года разными болезнями. Наконец разболелся у меня нос,— в левой ноздре сделалась сильная опухоль и краснота снаружи. Все восемь месяцев лечили меня разные врачи, но ничего не помогало: одни говорили, что это полип, другие грозили еще более серьезною болезнью. Наконец решили сделать операцию весной, если нарост не уступит лечению, но операция для меня была очень опасна, вследствие моего малокровия.

Однажды, поплакав досыта, ложусь спать и вижу во сне упомянутую картину, и она так живо осталась в моей памяти, что я хотя сейчас могла бы нарисовать этого бледного, как воск, старичка с седыми волосами, стоящего на коленях со сложенными на груди руками, в белом балахончике с четками, с опущенными глазами, как бы в умной молитве, совсем не похожего на мертвеца. Так эта картина обняла мою душу, что долго не хотелось вставать,— я все закрывала глаза и наслаждалась ею, сердечно сожалея, что ее теперь нельзя достать, ибо неизвестно, кому она досталась после смерти тетки.

В этот же день (день был воскресный) посылаю я к игумении Флавиане просить книг для чтения и, можете Вы представить мое удивление и радость,— она присылает мне житие иеромонаха Серафима с шестью картинами, между которых была и его пустынька с колодцем. Прочтя обо всех исцелениях, явленных им при жизни и по смерти, я приложила эту картинку к лицу своему и заплакала, говоря,— счастливые это люди: они видели тебя. Угодник Божий, и чрез твои молитвы и благословение получали исцеление из этого источника; а я не могу никогда сделать этого, живя так далеко от святого места сего. Больная ноздря моя как раз прижалась под самым изображением желобка и, к удивлению моему, из нея показалась кровь; затем мне как бы чуть-чуть стало свободнее дышать. На другой день я опять повторила то же и опять пошла кровь. И каждый раз, как я прикладывала, кровь показывалась из носа,— опухоль и мешки стали опадать, и нос мой пришел в надлежащий порядок.

Преклоним же колена перед новым угодником Божиим и со смиренной верой попросим его: о, преподобие отче Серафиме! не забудь нас грешных, в своих молитвах перед Господом Богом и помоги нам соблюсти веру православную и житие христианское!»


Саровские торжества в 1903 году. Император Николай Второй, Императрица Александра Федоровна, Великий князь Сергей Александрович и Великая Княгиня Елизавета Федоровна со свитой.

Саровские торжества в 1903 году. Император Николай Второй, Императрица Александра Федоровна, Великий князь Сергей Александрович и Великая Княгиня Елизавета Федоровна со свитой.

 

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.
Икона Божией Матери «Умиление», пред которой молился прп. Серафим Саровский.
Вид Серафимо-Дивеевского монастыря с юго-западной стороны.

Другие статьи автора: