МЕСЯЦЕСЛОВ

В. Антонов

Крещение Господне

Леонид Афанасьев

КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК

Крещенский сочельник, пушистый и белый
Глядит сквозь промерзшие стекла окна,
Сгущается в комнате сумрак несмелый
И дремлет беззвучно кругом тишина.

Мерцает лампада в углу у Распятья,
И тени недвижно лежат на полу...
А там, за стеною, народ с водосвятья
Идет торопливо от стужи к теплу...

На сердце спокойно и тихо, как прежде,
В мечтательном детстве, исчезнувшем сном.
Вот скрипнули двери, и в темной одежде
Прислуга вошла, осеняясь крестом.

В руке пузырек со святою водою,
Лицо от мороза, как в ярком огне,
И, с улицы холод внося, предо мною,
Проходит и брызжет водой по стене...

А двери и окна все в крестиках мелом
В защиту от бед, наважденья и зла,
И кажется: тайно в уме охладелом
Колышутся снова приливы тепла...

Смотрю, умиляясь забытой картиной,
И трогают сердце прошедшие сны,
И снова плывут вереницею длинной
Преданья далекой родной старины...

И снова мне чудится: тайны и тени
Меня обступают, как в детские дни,
И хочется верить в приход приведений,
В могущество чар и гаданий огни.

О, сколько красы и поэзии в этом!
Но время умчало былые года,
Как милые сны с обаятельным светом,
Чтоб их не вернуть, не вернуть никогда!


В церковном календаре Крещение Господне следует за Рождеством и, объединяясь сплошной седмицей, святками, образует в народном сознании как бы один праздничный ряд, в старой России весело-шумный среди зимней стужи. Да и в жизни, сразу за рождением, следует крещение ребенка в церкви... Однако в земной жизни Христа Спасителя оба этих великих события были отделены друг от друга 30 годами, ибо Господь принял св. Крещение всего за три года до Голгофы и Воскресения.

В Евангелии Крещение Господне описано сравнительно кратко: Госпрдь приходит на реку Иордан к Иоанну Предтече, который проповедует народу покаяние и крестит обращающихся к нему и кающихся. Креститель с благоговением говорит Сыну Божьему: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14). Христос настаивает, указывая, «ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (3, 15) и Иоанн повинуется этим словам. И вот, когда Господь «вышел из воды» после Своего Крещения, происходит чудное знамение — с небес является св. Дух в виде голубя и раздается Божий глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (3, 17). На этом евангельский рассказ кончается.

Разъясняя его смысл, св. Иоанн Златоуст в своем «Слове на святое Просвещение» пишет очень глубоко и одновременно поэтично: «Всякая бо ныне умножается миру светлость... Воздух освящается летанием Духа. Водами освящается естество, и учится омывати души с телесы, и всякая тварь едино на земле сотворяет ликование: един точию диавол плачется...» В этом отрывке хорошо подчеркнуто то, что от нас ныне подчас ускользает — ликование всего тварного мира, живого и неживого. Св. Крещение названо необычным для нас словом — «Просвещение», потому что оно, освящая, одновременно просвещает Божьей благодатью, и истинным и полезным для человека может быть только такое «Просвещение».

Но сколько в этом скупо описанном событии сокрыто Божественной глубины и значения для нашего спасения, ибо в жизни нашего Господа и Спасителя нет ни одного поступка, который не имел бы подобного значения. Господь приходит к Иоанну — Своему Предтече, который уже знает, Кто к нему придет и потому говорит всем: «идет за мной Сильнейший меня, у Которого я не достоин наклонившись развязать ремень обуви Его» (Мк. 1, 7). Христос приходит без сопровождения Ангелов, никого не посылая с известием о Себе, приходит подобно обыкновенному человеку из народа, жаждавшему креститься в иорданских водах.

Увидев и сразу по особому откровению узнав Господа, Иоанн заметно удивлен: зачем Безгрешный пришел креститься, да еще наравне с другими. Для чего Христу то, в чем Он никоим образом не нуждается? «Светильник возжигается от солнца, а не солнце воспламеняется от светильника» — пишет св. Григорий Неокесарийский в своем толковании на Крещение Господне и как бы вопрошает сперва от имени Иоанна: «Ты ли грядеши ко мне — столь Великий к столь малому? Царь к предтече? Владыка к рабу?»,— а затем отвечает за Христа: «Умолкни, о креститель! и дай действовать Мне. Научись желать того, чего желаю Я. Научись Мне послужить в том, к чему Я обязываю тебя».

Покоряясь Божьей воле, Господь Сам того же требует от Иоанна. Требует повелительно, но не оставляет свое требование без разъяснений «надлежит нам исполнить всякую правду», причем говорит не «Мне», а «нам», объединяя в слове и в предстоящем Крещении Себя и Крестителя, ибо и Иоанну предназначено участвовать в свершении Божьей воли. Ему уже от рождения было свыше предопределено приготовить «путь Господу» своей страстной проповедью о покаянии и приходе Спасителя. И Предтеча легко покоряется велению уже Пришедшего.

Христос входит в воды Иордана, который, приняв Его, на некоторое время потек в обратном направлении, в исполнение слов псалма: «Что с тобою, море, что ты побежало? и (с тобою), Иордан, что ты обратился назад» (Пс. 113, 5). Войдя в воду, без которой ничто живое существовать не может, Господь освятил и благословил её и всё земное творение, которое после грехопадения первого человека тоже в этом нуждалось.

«Сокровенно здесь то, что Я делаю сие не для Своей нужды, а для уврачевания уязвленных» (св. Григорий Неокесарийский). Будучи безгрешным, Господь не нуждался ни в исповедании грехов, как делали все крестившиеся, ни даже в самом Крещении. Он сделал это единственно для «уврачевания уязвленных», т. е. нас, грешных и духовно больных людей, чтобы, подражая Ему, мы смогли бы очиститься от своих прегрешений через таинство Крещения и приобщиться к благодатной жизни в Боге и с Богом. Без святого Крещения мы не можем вступить на путь спасения, как бы добродетельно не жили.

Во время Божественного Крещения на Христа сошел Святой Дух и почила на Нем Божественная благодать. В Евангелии об этом сказано тоже очень лаконично: «отверзлись Ему небеса» (Мф. 3, 16), и Иоанн увидел сначала «Духа Божия, Который сходил, как голубь», а затем услышал Божий глас. «Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя»,— поется в тропаре праздника, т. е. Бог-Отец Сам говорит, что Иисус Христос — Его возлюбленный Сын. Говорит для нас, чтобы мы знали, чтобы приняли Сына, как должно, и приняли он Него всё, что Он принес нам для спасения, для возвращения на путь правды и блаженства. В другой раз Бог-Отец делает то же самое на горе Фавор, в Преображение Господне, давая при этом заповедь: «Его слушайте!» (Мк. 9, 7), которой мы должны следовать, выполняя всё, чему Господь научил нас Своим словом и жизнью.

Вместе с Богом-Отцом на Иордане является Третье Лицо Пресвятой Троицы — Святой Дух, «Который сходил... и ниспускался» (Мф. 3, 16) на Христа, подтверждая всем истинность свидетельства Бога-Отца. В краткий промежуток времени, когда впервые после грехопадения снова отверзлись Небеса, Бог показал людям, что Он есть Пресвятая Троица: Бог-Отец говорил, воплощенный Сын Божий крестился, Святой Дух сошел. Впервые люди увидели, что в мир пришел Богочеловек, подлинный Спаситель мира, долгожданный Мессия. Всякие попытки, которых было до сих пор много, представить Христа лишь Человеком, совершенным и образцовым, разбиваются этим великим событием на Иордане, которое празднуется 6/19 января Церковью одновременно как Крещение и Богоявление.

В наши дни в храмах можно увидеть множество принимающих св. Крещение. После долгих лет, когда креститься было довольно опасно, наши современники, юные и в возрасте, спешат принять спасительное таинство. Но многие, не понимая его истинного смысла, воспринимают его как некий магический обряд или историческую традицию, о которой они знают из литературы и семейных преданий. Хотя кое-кто знает, что креститься надо в подражание Христу, большинство смутно представляет, что все-таки значит креститься, и как надо жить после крещения. Получаемая в нем великая благодать расточается поэтому быстро и впустую и новокрещенный остается, как и был, вне храма, продолжая жизнь, полную суеты и страстей.

Можно возразить, что так было и будет всегда, что Божья благодать всё равно действует незримо, и сама ведет крещеного через искушения к спасительной цели. Но во-первых, принудительности никакой у благодати нет, а, во-вторых, не снимаем ли мы таким утверждением ответственность с себя, не объясняя крещеным обязанностей христианской жизни и не оказывая им столь нужной на первых шагах поддержки? Как члены единой Церкви Христовой мы тоже несем за них ответственность, ибо Христос «спас нас не по делам праведности ...а по своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3, 5).


Другие статьи автора: