ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ

В.В. Антонов

Иеговисты и их секта

В вашей квартире раздается звонок и приятный женский или мужской голос просит, во имя Христа, открыть дверь. Если Вы, не боясь налетчиков, сделаете это, то перед Вами чаще всего предстанет иеговист, т. е. член секты «Свидетели Иеговы», которая, наряду с другими подобными еретическими организациями, очень быстро распространяется в нашей стране. Едва войдя, подчеркнуто вежливый иеговист (или иеговистка), одетый тщательно-чисто, по моде американских клерков, начинает сразу вас «обрабатывать», делая это довольно назойливо и напористо. Под видом проповеди о Христе Вам четко и кратко излагается вся иеговистская «премудрость», сопровождаемая набором цитат из Священного Писания и обличением грехов современного мира.

Если вы заслушались или проявили какой-то интерес, то вам вручается пропагандистская брошюрка, журнал «Башня стражи» и обещается новое посещение в самом скором времени. В своем блокноте вербовщик, называемый «брат-пионер», делает деловую пометку, что с данным человеком следует продолжить работу. После нескольких посещений и «задушевных» бесед завербованного приглашают на собрание местной общины, где, некоторое время спустя, из бывшего атеиста заканчивается формирование ревностного и активного сектанта, неколебимо убежденного в своей непогрешимой правоте и повсюду пропагандирующего идеи своей воинствующе антихристианской секты.

Именно благодаря необычайной активности и на-пору, опирающихся на чисто американскую деловитость и организованность, секта «Свидетелей Иеговы» достигла в послевоенное время довольно впечатляющих успехов. Число ее членов во всем мире постоянно растет: в 1916 году иеговистов было всего 25 тысяч, в 1942 — 160 тысяч, 1964 — 625 тысяч, 1991 — 3 млн.

Хотя еще и сегодня секта главный свой центр имеет в США — в Бруклине, районе Нью-Йорка, и там же — больше всего сторонников, после последней мировой войны она сильно преуспела в Европе (особенно в Германии) и в Азии — что, несомненно, связано с мировой экспансией американской культуры и образа жизни — и приобрела всемирный характер.

В Россию иеговисты проникли из Европы после первой мировой войны и утвердились поначалу в Западной Украине и Белоруссии, находившихся тогда под польской властью. Центром пропаганды была Лодзь .— из нее миссионеры растекались по краю униатов, вербуя членов в свою секту в основном среди них. После окончательного присоединения этих западных областей к Советскому Союзу и особенно с началом «холодной войны» иеговистам пришлось довольно туго. Советская власть видела в них сугубо «американскую» секту, оттого официально запретила и беспощадно преследовала подпольные иеговистские группы.

Когда пришла перестройка, гонения постепенно прекратились, а в 1988 году с деятельности секты были сняты все ограничения, и она, благодаря обильной денежной помощи из США, развернула в нашей стране самую широкую пропаганду, кульминацией которой, безусловно, стал международный съезд иеговистов, проведенный в июне 1992 года на стотысячном стадионе им. Кирова в Петербурге, куда прибыли сектанты со всей страны и из-за рубежа. Хотя по-прежнему базой иеговистов является Западная Украина, они в последние годы заметно расширили свое присутствие, особенно на Украине, в Белоруссии, Закавказье, Прибалтике и в крупных городах России. В Петербурге их община, официально зарегистрированная в мае 1992 года, насчитывает около 500 членов и скоро, ведя бешеную агитацию, будет, повидимому, одной из самых влиятельных сект, действующих в нашем городе, тем более, что доллары ныне снимают любые преграды в «демократических» органах власти.

«Свидетели Иеговы» — относительно молодая секта. Она возникла в США в 1878 году, когда Чарльз Рассел (1852—1916), сын торговца мануфактурой из Питсбурга, отделился от протестантской секты адвентистов Седьмого дня и стал издавать свой журнал «Башня стражи». В нем он писал о «благой вести скорого установления на земле идеального райского града, о котором возвещает пророк Исайя и где не будет никакого греха». Катехизисом секты остается до сих пор «Ключ к Библии», главный труд Рассела, насчитывающий 2600 страниц. Рассел основал также мощный международный центр по изданию иеговистской литературы, который сегодня выпускает в Бруклине книги на почти 200 языках и оборудован по последнему слову техники. В Бруклине находится также крупная телерадиокомпания и институт по подготовке пропагандистов, где учатся студенты со всех концов света, в том числе из России.

Вначале секта имела название «Изучающие Библию или серьезные исследователи Библии» и только с 1931 года стала именоваться (на основе Ис. 43, 10) «Свидетели Иеговы». Это случилось при преемнике Рассела — судье Джоне Рутерфорде (1869—1942), который оставил после себя 18 толстых томов и великое множество брошюр, где излагал, толковал и дополнял лжеучение иеговистов. В 1920 году он объявил, что через пять лет на землю вернутся ожившие праотцы: Авраам, Исаак и Иаков, для встречи которых сектантами был срочно выстроен в Сан-Диего (Калифорния) пышный «Княжеский дворец», где зимой с семьей жил сам глава секты.

После смерти Рутерфорда секту возглавил Натан Норр, который и модернизовал Бруклинский центр. Во время последней войны нацисты преследовали иеговистов за их отказ от воинской службы, но на советской территории не трогали ни их, ни других сектантов, выступавших против Православной Церкви. Сегодня в своей пропаганде, для достижения определенных политических выгод, иеговисты умело используют гонения на них со стороны нацистов и коммунистов.

В секте царит очень строгая и жесткая иерархия. Во главе ее стоит президент и правление из семи человек, которых общий съезд выбирает из 40 кандидатов, подобранных путем кооптации. Дисциплина и субординация сочетаются в секте с мелочным планированием и отчетностью, шаблонность мышления и действий — с типично американской деловитостью и практичностью. Зародившись в протестантской среде, «Свидетели Иеговы» во многом восприняли ее сухой и формальный рационализм, совершенно чуждый русскому духу и мировоззрению.

Пропаганде своего лжеучения иеговисты придают огромное значение — в этом они превосходят большинство сектантов, хотя многих сильно раздражает их настырность и назойливость. В небольших группах толкованием Библии занимаются евангелизаторы, а пропагандой на местах — особые миссионеры: благовестники, пионеры и странники. Ежегодно проводится вербовочные кампании и международные слеты на больших стадионах, сопровождаемые очень шумной рекламой, которая ведется в чисто американском стиле. Вообще, необычайно много в работе секты и ее характере отмечено штампом «сделано в США».

Для удобства своей пропаганды иеговисты именуют себя христианами, хотя в действительности права на это никакого ие имеют, ибо решительно отвергают Пресвятую Троицу и признают за Бога только Бога-Отца — Иегову. «Учение о триединстве ложно и выдумано сатаной с той целью, чтобы обесчестить имя Бога Иегова» без всякой маскировки заявляют сектанты. Христа они считают творением Иеговы, тем самым отрицая единосущность Сына Божьего, одно из основных догматических положений всего христианства, и возвращаясь к осужденной Церковью арианской ереси. Рутерфорд писал: «Христос Иисус, первоначальное имя которого было Логос, был первым творением, а, следовательно, началом творения Бога». Для него «Иисус Христос — особый Представитель Создателя», который «был посылаем для служения как особый посланник Иеговы», что самым вопиющим образом противоречит всему Евангелию.

Вот каким еретическим образом изображают сектанты дело нашего спасения Господом Иисусом Христом: «Для того, чтобы выкупить назад жизнь, равноценную той, которую Адам потерял для своих потомков, потребовалась для предъявления Богу жизнь равной ценности... Иегова распорядился, чтобы Его первородный Сын оставил духовную жизнь на небе и стал человеческим созданием... прошел человеческое рождение через женщину, родился и жил настоящим человеком... Иегова Бог на третий день воскресил Иисуса из мертвых уже в Божеском естестве, дав Ему бессмертие и нетленность... Когда Иисус воскрес из мертвых, Он не был более человеком, Он был точным образом Иеговы».

Из приведенной цитаты ясно следует, что Христос для иеговистов является лишь орудием Иеговы, Богом становится только после воскресения Иеговой и Им назначается на «должность Правителя мира». Понятно, что при подобных взглядах не может быть и речи о «христианстве» иеговистов. Они дошли до кощунства, утверждая, будто «Человек Иисус мертв, навсегда мертв», воскрес только как бессмертный дух и придет в мир снова «как прославленное духовное существо». Искупительная жертва Христа сектой полностью отрицается, и она отмечает по еврейскому календарю 14 Нисана только как «вечерю воспоминания» смерти Христа, т. е. как некий суррогат христианской Пасхи.

Весьма материалистически видят иеговисты грядущее Царство Божье: «Царство означает обширное правительство, обладающее и осуществляющее высшую власть, господство и контроль... на благо человека». Этим царством будет управлять «невидимый» Христос при помощи воскресших праведников. Этот «Христос», оказывется, «с 1918 года сошел в храм Иеговы и произносит Свой судебный приговор об опустошении христианства. Против христианства иеговисты вообще выступают с особенной ненавистью: «Христианство имеет большое сходство с теми, кого они называют идолопоклонниками... религии мира вдохновлены демонами, включая и те учения, которые христианство заимствовало и усвоило от язычников». Их злоба к нам не останавливается перед прямым искажением Священного Писания: «Бог заявил, что Он восстанет и уничтожит, выступит и разобьет народы христианства в прах, так, что они падут и никогда больше не поднимутся», хотя любой знаток Писания помнит, что все эти пророчества относятся к иудейскому народу.

Ссылаясь на Апокалипсис 16, 12, иеговисты свое торжество и уничтожение христианства связывают с Армагеддоном, когда, по их представлениям, «армии всего мира, охваченные безумным хаосом и ужасом, покрытые мраком, ринутся друг на друга и начнется взаимное самоистребление... С окончанием битвы Армагеддона уже никогда более не будет другой войны, вечный мир воцарится на земле». В этой «битве великого дня Бога Вседержителя», которая изображается в стиле всемирной атомной войны, погибнет царство сатаны и до двух миллиардов грешников, кроме, разумеется, верных иеговистов.

«Вслед за битвой Армагеддона Бог Иегова, через Христа, даст людям время в тысячу лет, когда миром будет править Христос и когда на земле будет царить мир и благоденствие, превосходящие всякие человеческие мечтания». Однако для достижения этого благоденствия «люди должны войти в состав организации Бога, которая в св. Писании символически обозначается словом «Иерусалим», т. е. стать членами секты. В рай на небе попадут не все иеговисты, а всего лишь 144 тысячи, которые вместе с Христом и ветхозаветными судьями будут управлять народными массами, оставшимися на земле после Армагеддона. Райская жизнь на земле описывается в духе коммунистической утопии: «Не будет тогда ни богатых, ни бедных, все будут жить одинаково... Крестьяне и рабочие будут иметь полную уверенность, что у них еды будет всегда вдоволь».

Хотя иеговисты настойчиво подчеркивают новизну и оригинальность своего учения, идея 1000-летнего царства не нова, ибо. заимствована из священных книг иудаизма. Со времени вавилонского плена книжники распространяли среди еврейского рассеяния надежду, будто грядущий Мессия явится как царь-завоеватель, вернет весь народ в Палестину, где он вновь обретет былое могущество, восстановит иерусалимский храм, покорит Израилю остальные народы и, воскресив умерших патриархов, пророков и праведников, будет царствовать тысячу лет. Проникнув позднее в христианскую среду, эта надежда соединилась с предсказаниям о втором пришествии Спасителя, что породило самые разнообразные секты хилиастов, ждущих наступления 1000-летнего рая на земле. У иеговистов же хилиазм приобрел лишь грубо чувственную, материалистическую окраску, понятную людям, воспитанным на идеалах как общества потребления, так и марксистской утопии.

Учение «свидетелей Иеговы» — своеобразная смесь политических и религиозных элементов, еретических, иудаистских и христианских идей. Расхождения между ним и христианством настолько велики, что их трудно перечислить. Например, иеговисты учат, что сатану Иегова создал Сам, как «осеняющего херувима», дабы доказать его бессилие перед Богом. Будучи «херувимом», сатана «образовал невидимое «небо» или невидимую, непосредственную и господствующую власть над человеком». Этим иеговисты утверждают полное владычество дьявола в мире сем. Сатана объявляется автором учения о бессмертной душе человека, которое поэтому полностью отвергается иеговистами. При воскресении мертвых Иегова якобы создаст для оживших новую душу. Понятно, что к христианству подобная ересь не имеет никакого отношения.

Подвергая христианство самым яростным нападкам, сектанты однако ради маскировки постоянно используют христианскую терминологию в своей пропаганде. «Писание ясно указывает, что именно христианство, могучая и коварная организация дьявола, достойна большего упрека, чем любая другая власть, существовавшая прежде» и далее: «христианская иерархия есть составная часть мира сатаны» — вот что думают в действительности о нас «свидетели Иеговы», которым Иегова повелел «возвестить день гнева и отмщения Бога над организацией сатаны», т. е. нами, христианами.

Ненависть к христианству во многом объясняется тем, что в основе своей секта иеговистов опирается на талмудический иудаизм, который к христианству всегда был очень враждебен. Несмотря на обличения современного мироустройства и капиталистических порядков, основная идея иеговистов о «Новом Сионе» на земле близка планам мондиалистов, которые мечтают о мировом правительстве и новом лжемессии — Антихристе. Именно Антихриста и ждут сегодня иеговисты — эти современные жидовствующие, и этой страшной мечтой соблазняют они нестойкие и заблудшие души. Ждут они «человека греха, сына погибели» (2 Фес. 2, 3) и кровавой бойни, которой будет сопровождаться его приход. Посему долг православного христианина — повсюду разъяснять сущность этой еретической американской секты.


Другие статьи автора: