Святый Кирилл,
Архиепископ Иерусалимский

3-е огласительное слово к просвещаемым,
без приготовления говоренное в Иерусалиме,
о крещении

Чтение из Послания к римлянам: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть» и проч. (Рим. 6,3—4).

1. «Радуйтеся, небеса, и веселися, земля» (Ис. 49,13) о готовящихся окропиться иссопом и очиститься иссопом духовным и силою Того, Кто во время страдания напоен с иссопа и трости. И небесные Силы да радуются, а души, которым предстоит сочетание с духовным Женихом, да уготовляются. Вот: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу» (Ис. 40,3). Дело сие немаловажно — это не какое-либо обыкновенное и необдуманное телесное сопряжение, но по мере, избрание всеиспытующим Духом. Мирские супружества и обязательства совершаются не всегда по строгому выбору, но где красота или богатство, туда скорее склоняется жених. Здесь не туда взирает, где телесная красота, но где неукоризненная совесть в душе, здесь решает выбор не осуждения достойная мамона, но обогащение души благоговением.

2. Поэтому, чада оправдания, послушайтесь Иоанна, который призывает и говорит: «исправите путь Господень» (Иоан. 1,23); отымите все преткновения и соблазны, чтобы прямо вам шествовать к жизни вечной. Нелицимерною верою уготовьте чистые сосуды души к приятию Святого Духа. Начните ризы своих измывать покаянием, чтобы, когда позваны будете в брачный чертог, оказаться вам чистыми. Жених просто зовет всех, потому что благодать щедра; и громкий глас проповедников всех собирает. Однако же Жених Сам потом различает вошедших на сей имеющий таинственное значение брак. Да не услышит ныне кто-либо из вписавших имена свои: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф. 22,12). Но да услышит всякий из вас: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость господина твоего» (Мф. 25,21). Ибо доныне стоял ты еще вне дверей. О если бы всякому из вас можно было сказать: «Царь ввел меня в чертоги свои» (Пес. Песн. 1,3); «возвеселится душа моя о Боге моем, ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» (Ис. 61,10). О, если бы душа каждого из вас оказалась «не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного» (Еф. 5,27); и не до приятия благодати (не говорю сие, ибо возможно ли это для вас, которые призваны для оставления грехов?), но когда дана будет благодать, тогда совесть ваша, оказавшись неосужденною, споспешествовала благодати!

3. Велико подлинно дело сие, братия, и со вниманием приступайте к нему. Каждый из вас предстанет Богу пред тьмами ангельских воинств, Дух Святый запечатлеет души ваши, вступите в воинство великого Царя. Поэтому уготовляйтесь, снаряжайтесь, не светлыми украсившись ризами, но душевным при доброй совести благоговением. Внимательно взирай на сию купель, не как на простую воду, но как на духовную благодать, подаваемую вместе с водою. Ибо, как приносимое на жертвенник, по природе будучи просто, оскверняется призыванием идолов, так и, наоборот, простая вода по призвании на нее Святого Духа, Христа и Отца, приобретает силу святости.

4. Поскольку человек двойственен, состоит из души и тела, то и очищение двояко — бесплотное для бесплотного, а телесное — для тела; и вода очищает тело, а Дух запечатлевает душу, чтобы приступить нам к Богу, окропив сердце Духом, и омыв тело чистою водою. Посему, когда будешь сходить в воду, не одну водную стихию имей в виду, но ожидай спасения от действия Святого Духа; потому что без того и другого невозможно тебе достигнуть совершенства. Не я говорю это, но Господь Иисус Христос, Который имеет над сим власть. Он говорит: «если кто не родится свыше» (Иоан. 3,5) и присовокупляет к сему: «от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан. 3,5). Кто крещен водою, но не сподобился Духа, тот не имеет совершенной благодати. И кто, хотя и заслуживает похвалу за дела, но не приял запечатления в воде, тот не войдет в Царство Небесное. Смело слово сие, но не мое: так определил Иисус. И вот тебе доказательство на сие из Божественного Писания: Корнилий был муж праведный, сподобившийся видения Ангелов: своими молитвами и милостынями воздвиг он добрый столп себе на небесах пред Богом. При шел Петр, и Дух излиялся на верующих; стали говорить иными языками и пророчествовать, и после благодати Духа, говорит Писание, «повеле им Петр креститися во имя Иисус Христово» (Деян. 10,48), чтобы, по возрождении души верою, и тело приобщилось благодати в воде.

5. Если же кому желательно узнать, почему благодать преподается чрез воду, а не чрез другую стихию, то найдет и сие, изучив Божественные Писания. Вода есть нечто великое и наилучшее из четырех видимых стихий мира. Место обитания Ангелов — небо, но небеса из вод. Место жительства человеков — земля, но и земля из вод. Прежде всякого шестидневного устроения тварей «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1,2). Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан. Свобода Израилю от фараона дана морем; и свобода миру от грехов «банею водною, просредством слова» (Еф. 5,26). Где завет с кем-либо, там и вода. Завет с Ноем утвержден после потопа; завет с Израилем на горе Синае, но «с водою и волною червленною и иссопом» (Евр. 9,19). Илия вземлется, но и здесь вода, потому что сперва переходит Иордан, а потом на колеснице восходит на небо. Архиерей сперва омывается, потом приносит фимиам, потому что Аарон прежде омылся, а потом стал архиереем (Исх. 19,4,5). Да возможно ли молиться о других, не очистившись еще водою? Так символом крещения была умывальница, поставленная внутри скинии (Исх. 40. 7).

6. Крещение — конец ветхого и начало нового завета. Ибо первый преподаятель оного — Иоанн, в сравнении с которым не больше никто из рожденных женами; Иоанн — конец пророков, «ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Мф. 11,13), но и начало евангельских событий, ибо сказано: «начало Евангелия Иисуса Христа», и далее: «явился Иоанн, крестя в пустыни» (Мк. 1,14). Если укажешь на Илию Фесвитянина, взятого на небо, то и он не больше Иоанна. Енох преложен, но не больше Иоанна. Велик законодатель Моисей, досточудны и все Пророки, но они не больше Иоанна. Не я осмеливаюсь сравнивать пророков с Пророками, но их и наш Владыка Господь Иисус изрек: «не воста в рожденных женами болей Иоанна» (Мф. 11,11), не в рожденных девами, но женами. Великий из рабов сравнивается с подобными ему рабами. У Сына же превосходство и благодать не имеют сравнения со слугами. Видишь ли, какого человека избрал Бог быть первым деятелем сей благодати?— Нестяжателя, пустыннолюбца, не человеконенавистника, того, кто ел акриды и окрилял душу; питался медом и изрекал, что сладостнее и полезнее меда; облекался в одежду из верблюжьих волосов, и показывал в себе образец подвижничества, и носимый еще в материнской утробе, освящен был Духом Святым. Был освящен и Иеремия, но не пророчествовал во чреве. Один Иоанн, носимый еще во чреве «взыграл радостно» (Лук. 1,44), и не видя телесными очами, познал Владыку духом. Поскольку благодать крещения велика, то требовала великого предстоятеля.

7. Иоанн крестил во Иордане и тогда весь Иерусалим выходил к нему (Мф. 3,5), пользуясь начатками крещений, потому что достоинство всех благ в Иерусалиме. Но знайте, иерусалимляне, как исходившие крестились от Иоанна. Сказано: «исповедуя грехи свои» (6). Сперва показывали они язвы, а потом Иоанн прилагал врачество и верующим давал избавление от вечного огня. И если желаешь увериться в том самом, что крещение Иоанново служило избавлением от угрожающего огня, то послушай, что говорит он: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева»? (7). Поэтому, не будь уже ехидною, и если был ты некогда порождением ехидны, то совлекись, говорит Иоанн, самого существа прежней греховной жизни. Всякая змея, вползая в узкую скважину, слагает с себя старость, и в тесноте, совлекаясь ветхости, юнеет потом телом. Так и ты, говорит Иоанн, входи узкими и тесными дверьми и, утеснив себя постом, «отклоняй погибель свою» (Притч. 16,26). Совлекись «ветхого человека с делами его» (Кол. 3,9), и скажи словами Песней: «Я скинула хитон мой, как же мне опять надевать его?» (Пес. Песн. 5,3). Но, может быть, кто-либо из вас лицемер, человекоугодник, притворяется благоговейным, а в сердце не верует, с лицемерием Симона волхва пришел не благодать приять, но полюбопытствовать, что дается. И он да слышит от Иоанна: «Уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3,5). Судия неумолим — отложи лицемерие.

8. Поэтому, что должно делать, и какие плоды покаяния? сУ кого две одежды, тот дай неимущему» (учащий достоин вероятия, потому, что сам первый исполняет преподаваемое, не побоялся сказать, не возбраняла ему совесть и не связывала языка), «и у кого есть пища, делай то же» (Лук. 3,11). Желаешь насладиться благодатию Святого Духа, а нищих не удостоишь и чувственных яств? Ищешь великого, а не уделишь малого? Если ты и мытарь, если и блудник, надейся спасения. «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21,31). Свидетель и Павел, который говорит: «ни блудницы, ни идолослужители», ни другие, перечисленные за сим, «царствия Божия не наследуют». «И такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились» (1 Кор. 6,9.11). Не сказал: таковы «некоторые» и теперь, но «такими некоторые были». Прощается грех по неведению, упорная же злоба осуждается.

9. В похвалу крещению имеешь самого Единородного Сына Божия. Ибо что уже говорить мне о человеке? Велик Иоанн, но что он пред Господом? Велегласен сей глас, но что он пред Словом? Превосходен сей проповедник, но что он пред Царем? Прекрасен крещащий в воде, но что он пред Тем, Кто крещает Духом Святым и огнем? Духом Святым и огнем крестил Спаситель Апостолов, когда «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» (Деян. 2,1—2).

10. Если не принял кто крещения, то не имеет спасения, за исключением одних мучеников,
которые и без воды приобретают Царствие. Ибо Спаситель, избавляя вселенную крестом, из пронзенного ребра источил кровь и воду, чтобы живущие во времена мирные крестились в воде, а живущие во времена гонений крестились в собственной своей крови. И мученичество Спаситель также называет крещением, говоря: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк. 10,38). Исповедуют веру мученики, став «позорищем миру и человекам» (1 Кор. 4,9); вскоре исповедуешь и ты, но не время еще слышать тебе о сем.

11. Иисус освятил крещение, крестившись Сам. Если Сын Божий крестился, кто из благочестивых пренебрежет крещением? Крестился же не для того, чтобы получить прощение во грехах (потому что был безгрешен), но, будучи безгрешным, крестился, чтобы крещаемым даровать божественную благодать и Божественное достоинство. «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные» (Евр.2,14), чтобы мы, став причастниками пришествия Его во плоти, соделались причастниками Божественной Его благодати: так крестился Иисус, чтобы и через сие нам опять, общением в том, вместе со спасением приять и достоинство. В водах был змий, по словам Иова, вмещающий Иордан в уста свои (Иов. 40,18). Итак, поелику надлежало сокрушить главы змия, Иисус нисшедши в воды, связал крепкого, чтобы мы получили власть наступать на змей и скорпионов. Зверь этот был не мал, но страшен. Ни один корабль рыбарей не мог «пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою» (Иов. 40,26). Пред ним «текла пагуба» (Иов. 41,13), истребляющая встречающихся. Пришла Жизнь, чтобы, наконец, заградились уста смерти и все мы спасенные сказали: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15,55). Жало смерти истребляется крещением.

12. Нисходишь ты в воду, неся с собою грехи, но запечатлевшее душу призвание благодати не попускает уже страшному змию поглотить тебя. Нисшедши мертвым во грехах, восходишь оживотворенный правдою. Ибо если снасажден ты стал «подобию смерти» (Рим. 6,5) Спасителя, то сподобишься и воскресения. Как Иисус, восприняв на Себя вселенские грехи, умер, чтобы умертвить грех, воскресить тебя правдою, так и ты, снисшедши в воду, и некоторым образом погребенный в водах, как Он в каменном гробе, восстань, паки ходя «во обновлении жизни» (4).

13. Когда же сподобишься благодати, тогда Господь даст тебе власть бороться с сопротивными силами. Ибо, как Он чрез сорок дней по крещении был искушаем не потому, чтобы не мог победить и прежде сего, но потому, что все хотел творить в порядке и последовательно; так и ты, не осмелившийся бороться с сопротивными до крещения, прияв же благодать и положившись уже на оружие правды, подвизайся тогда, и если хочешь, будь благовестником.

14. Иисус Христос — Сын Божий; не прежде крещения стал благовествовать. Если же Сам Владыка выжидал времени, соблюдая порядок, то мы, рабы, должны ли отваживаться на что-либо без соблюдения порядка? «Оттоле начат Иисус проповедати» (Мф. 4,17), когда «сниде» на Него «Дух Святый телесным образом в виде голубя» (Лук. 3,22), не для того, чтобы первый видел его Иисус (Он знал его и до телесного сошествия), но, чтобы видел крещающий Иоанн. «Я, говорит Иоанн, не знал Его, но Пославший меня крестить в воде, сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего иа Нем, Тот есть» (Иоан. 1,33). Если и ты имеешь нелицемерное благоговение, то и на тебя низойдет Дух Святый, и Отчий свыше глас воззовет к тебе не: «сей есть Сын Мой» (Мф. 3,17), но: сей сделался ныне сыном Моим. Ибо: «есть» изречено о Нем едином; потому что «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог» (Иоан. 1,1). О нем сказуется «есть», потому что всегда Он — Божий Сын; о тебе же: «ныне соделался», потому что не по природе имеешь, а но присвоению приемлешь всыновление. Он — Сын вечно, а ты приемлешь благодать по преспеянию.

15. Посему уготовь душевный сосуд, чтобы соделаться тебе сыном Божиим, наследником Богу, сонаследником же Христу (Рим. 8,17), если только уготовляешь себя к тому, чтобы приять, если с верою приходишь для того, чтобы соделаться верным, если по собственному произволению отлагаешь ветхого человека. Ибо прощено тебе будет все, что ни сделано тобою, блуд ли, прелюбодеяние ли, или другое какое подобного рода непотребство. Что больше всего — распять Христа? Крещение очищает и от сего. Ибо тем трем тысячам, которые распяли Господа, когда они приходят, вопрошают и говорят: «что сотворим, мужие братие» (Деян. 2,37)? Ибо велика язва. Устрашил ты нас, Петр, нашим падением, сказав: «Начальника жизни убили» (Деян. 3,15). Какой пластырь для такой язвы? Какое очищение от такой скверны? Какое спасение в такой погибели? — Петр говорит: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2,38). О, неисповедимое Божие человеколюбие! Не надеются спастись и сподобляются Святого Духа! Видишь силу крещения. Если кто из вас хульными словами распинал Христа, если кто из вас по неведению отвергся Его пред людьми, если кто лукавыми делами произвел то, что хулится учение Его, то принесши покаяние, да будет благонадежен; также благодать готова и ныне.

16. Дерзай, Иерусалим, «отменил Господь приговор над тобою» (Соф. 3,15). «Омоет Господь скверну сынов и дочерей Сиона духом суда и духом огня» (Ис. 4,4); воскропит «на вы воду чисту и очиститеся» от всякого греха вашего (Иез. 36,25). Ликовать о вас будут Ангелы, и скажут: «Кто сия восходящая убелена, и утверждаема о брате своем» (Пес. Песн. 8,5). Ибо душа, бывшая прежде рабою, теперь самого Владыку именует братом; и Он, приемля нелицемерное ее произволение, возгласит: «О ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна; зубы твои, как стадо выстреженных овец» (Пес. Песн. 4,1,2), по причине исповедания, произносимого с доброю совестию, и, как сказано далее, «из которых у каждой пара ягнят», по причине сугубой благодати, т. е. совершаемой водою и Духом, или возвещаемой ветхим и новым заветом. И все вы, скончав поприще поста, содержа в памяти сказанное, принеся плод в делах благих, неукоризненно представ духовному Жениху, да улучите отпущение грехов от Бога. Ему слава с Сыном и Святым Духом во веки! Аминь.


Другие статьи автора: