СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Святый Кирилл Архиепископ Иерусалимский

14-е огласительное слово к просвещаемым,
говоренное без приготовления в Иерусалиме,
на слова: «и воскресшего из мертвых в третий день,
и восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца»

Чтение из 1-го Послания к Коринфянам: «Напоминаю вам, братие, Евангелие, которое я благовествовал вам» и далее — «что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15, 1, 4).

1.  «Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем все любящие» Иисуса, потому что восстал. «Возрадуйтесь с Ним все сетовавшие о Нем» (Ис. 66, 10), услышав о наглостях и беззакониях иудеев. Ибо поруганный ими здесь опять восстал. И как прискорбно было слышать о кресте, так да возвеселит всех предстоящих благовествование о воскресении. Плач да обратится в веселие и сетование в радость; радостью и веселием да исполнятся уста наши ради Того, Кто сказал по воскресении: «радуйтеся» (Мф. 28, 9). Ибо известна мне была печаль христолюбцев в прошедшие дни, когда, поскольку слово останавливалось на смерти и погребении, а не касалось благовествования о воскресении; ум ждал и не мог дождаться, когда услышит желаемое. Итак, воскрес Мертвец, «между мертвыми брошенный» (Пс. 87, 6), и Освободитель мертвых. Кто в поругание, по Своему терпению увенчан был венцом терновым, Тот воскрес и увенчан диадемою победы над смертию.

2. Но как предложили мы свидетельства о кресте Его; так и теперь представим доказательства, удостоверяющие в воскресении. Поскольку чтенный ныне Апостол говорит: «погребен был и воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15, 4), то когда сам Апостол отсылает нас к свидетельствам из Писаний, прекрасным будет делом познать нам надежду своего спасения, и, во-первых, дознать, сказывают ли нам Божественные Писания время Его воскресения? Летом ли оно, или осенью, или после зимы? В каком месте воскресает Спаситель? И каким именем у чудных пророков провозглашено место воскресения? Точно ли жены, искавшие Его и не нашедшие, а потом обретшие, радуются? Хорошо будет дознать это, чтобы при чтении Евангелия, сказания святых Евангелий почитаемы были не басными и не стихотворными произведениями.

3. Итак, Спаситель был погребен, ясно слышали вы в предшествовавшей беседе, так как Исаия говорит: «будет с миром погребение Его» (Ис. 57, 2); потому что погребением Своим умиротворил небо и землю, приведя грешников к Богу. И: «Праведник восхищается от зла» (Ис. 57, 1); и: «Он отходит к миру, Ему назначили гроб со злодеями» (Ис. 53, 9; 57, 2). И есть в Писаниях пророчество Иакова: «преклонился Он, лег как лев и как львица: кто поднимет Его?» (Быт. 49, 9). А подобно этому место в книге Чисел: «преклонился, лежит как лев и как львица» (Числ. 24, 9). Неоднократно слышали вы сказанное в псалме: «И Ты свел Меня к персти земной» (Пс. 21, 16). Приметили мы и место погребения в сказанном: «Взгляните на скалу, из которой вы иссечены» (Ис. 51, 1). Наконец, будут у нас следовать свидетельства о самом воскресении Его.

4. Итак, во-первых, в одиннадцатом псалме Пророк говорит: «Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь» (Пс. 11, 6). Но это для некоторых кажется сомнительным, потому что Господь часто восстает и во гневе во отмщение врагам. Поэтому перейди к псалму пятнадцатому, в котором ясно говорится: «Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю» (Пс. 15, 1 ); и после этого: «Я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами Моими» (Пс. 15,4); потому что, отвергнув Меня, царем себе провозгласили кесаря. И далее: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс. 15, 8); и: «даже и ночью учит меня внутренность моя» (7). И после этого весьма ясно говорит: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (10). Не сказал: «и не дашь святому Твоему увидеть» смерти; тогда и не умер бы, но говорит, не увижу нетления; не пребуду в смерти. «Ты указал мне путь жизни» (11). Вот, ясно проповедуется жизнь по смерти! Обратись и к 29-му псалму: «Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною» (Пс. 29, 2). Что же произошло? Спасся ли Ты от врагов, или освободился от угрожавших ударов? Сам весьма ясно ответствует на это: «Господи! Ты вывел из ада душу мою» (4). Там пророчески говорит: «не оставишь», а здесь о будущем выражается как о сбывшемся: «вывел, чтобы я не отошел в могилу» (4). В какое же время будет это? «вечером водворяется плач, а на утро радость» (6). Ибо вечером плач был у учеников, а на утро веселие о воскресении.

5. Хочешь ли знать и место? Говорит еще в Песнях: «Я сошла в ореховый сад» (Песн. Песн. 6,11). Ибо «на том месте, где Он распят, был сад» (Иоан. 19, 4). И если теперь место это особенно украшено царскими дарами, то прежде был на нем вертоград (сад); остаются еще признаки и следы этого. «Запертый сад, запечатанный источник» (Песн. Песн. 4, 12) иудеями, которые сказали: «Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб» (Мф. 27, 63. 64). И потом: «Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать» (66). Им-то в укоризну прекрасно некто сказал: «и в покои судити» их «имаши» (Иов. 7, 18). Кто же есть «источник запечатанный»? Или кто разумеется под источником «колодца живых вод» (Песн. Песн. 4, 15)? Сам Спаситель, о Котором написано: «Ибо у Тебе источник жизни» (Пс. 35, 10).

6. Но что Софония говорит ученикам от лица Христова? «Готовися, утренюй, истле все листвие их» (Соф. 3, 7), т. е. у иудеев не останется не только грозда спасения, но и листвия, потому что виноградник их посекается. Видишь, что говорит ученикам: «готовися, утренюй». Утром ожидай Воскресения, и за этим в той же связи речи продолжает: «итак, ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения» (8) (во свидетельство). Видишь, пророк предвидел, что и место Воскресения наименуется свидетельством. Ибо на каком основании это место Голгофы и Воскресения именуется не церковь, подобно прочим храмам, но мартирион? Конечно, потому, что пророк сказал: «в день Воскресения Моего во свидетельство» (мартирион).

7. Кто же — сей Воскресающий, и какой признак Его? Ясно говорится об этом далее в той же связи у Пророка: «тогда Я опять дам народам уста чистые» (9); потому что после Воскресения, по ниспослании Святого Духа, дана благодать языков, чтобы «служили» Господу «единодушно» (9 ). И тому, что поработают Господу «единодушно» какой иной еще признак прилагается у того же Пророка? «Из заречных стран Ефиопии принесут Мне дары» (10). Знаешь написанное в Деяниях, когда пришел Мурин евнух «из заречных стран Ефиопии». Поэтому, когда и время и свойство места, когда и знамения по воскресении изрекают Писания, то признай, наконец, достоверным Воскресение, и никто да не поколеблет тебя в исповедании того, что Христос воскрес из мертвых.

8.  Выслушай и другое свидетельство в 87-м псалме, так как в пророках говорит Христос, и глаголавший тогда пришел впоследствии Сам: «Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою» (Пс. 87, 2); и через несколько слов: «Я стал как человек без силы, между мертвыми брошенный» (Пс. 87, 5. 6). Не сказал: «стал человек без помощи», но «как человек без помощи». Ибо распят не по немощи, но добровольно, и смерть была не по невольной немощи. «Я сравнялся с нисходящими в могилу» (5). И какой условный знак? «Ты удалил от Меня знакомых Моих» (9), потому что ученики разбежались. «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо?» (11). И вскоре потом: «Но я к Тебе взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя» (14). Видишь, как показывают время часа и страдания и воскресения.

9.  И откуда восстал Спаситель? В Песни Песней говорит: «Возстани, прииди ближняя Моя» (Песн.Песн. 2, 10), и в следующих стихах: «в покрове каменне» (в ущелье скалы) (14). Покровом каменным назван бывший тогда покров пред дверию спасительного гроба, иссеченный, как обыкновенно бывает здесь при гробах, из того же камня. Ныне не видно его, потому что преддверие это отбито тогда для настоящего благолепия. А прежде нежели гроб устроен царскою щедростию, покров этот был впереди камня. Но где же этот камень, имеющий покров? Лежит ли он среди города, или около стен, и на конце города? И внутри ли древних стен, или в предстениях, сооруженных впоследствии? На это говорит в Песни: «в покрове каменне, близ предстения (в ущелье скалы под покровом утеса)» (14).

10. В какое время года восстает Спаситель? Во время ли лета или в другое? В тех же Песнях, немного выше сказанного, прямо говорит: «Зима прейде, дождь отъиде, отъиде себе. Цвети явишася на земли, время обрезания приспе» (Вот зима уже прошла, дождь ми
новал; перестал, цветы показались на земле, время пения настало) (11, 12). Земля не полна ли теперь цветов, и не обрезывают ли виноградные лозы? Видишь, упомянул и о том, что зима уже прошла, потому что с наступлением этого месяца Ксанфика начинается уже весна. А время это есть первый у евреев месяц, в котором праздник Пасхи, прежней преобразовательной, и нынешней истинной. Это есть время — сотворения мира. Ибо Бог сказал тогда: «Да произрастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию» (Быт. 1, 11). И теперь, как видишь, всякое былие осеменяется. И как тогда Бог, сотворив солнце и луну, даровал им равноденственные течения, так за несколько пред этим дней было время равноденствия. Тогда сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1, 26). И это: «по образу» человек удержал, а иное: «по подобию» помрачил в себе непослушанием. Поэтому в то же время, в какое погубил это, совершено и исправление. Когда новосозданный человек, преслушав, изгнан был из рая, тогда же уверовавший человек, став послушным, введен в рай. Поэтому тогда же совершилось спасение, когда произошло и отпадение. «Егда цвети явишася и обрезание приспе».

11. Вертоград (сад) был местом погребения, и насажденная в нем виноградная Лоза изрекла: «Я есть лоза» (Иоан. 15, 1). Поэтому в земле была насаждена, чтобы искоренилась за Адама наложенная клятва. Земля осуждена была произращать терния и волчцы, но взошла из земли истинная виноградная лоза, чтобы исполнилось сказанное: «Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес» (Пс. 84, 12). Что же изречет погребаемый в вертограде? «Набрал мирры моей с ароматами моими» (Песн. Песн. 5, 1). И еще: «Мирра и алой со всякими лучшими ароматами» (4, 14). Но это — признаки погребения, и в Евангелиях сказано: «приидоша жены на гроб, носяще яже уготоваша ароматы» (Лук. 24, 1), и «Никодим принес состав из смирны и алоя» (Иоан. 19, 39). Затем написано: «Поел сотов моих с медом моим» (Песн. Песн. 5, 1), т. е. горькое пред страданием и сладкое по Воскресении. Потом воскреснув, вошел «дверем затворенным» (Иоан. 20, 19); ученики не поверили, потому что «подумали, что видят духа» (Лук. 24, 37). Но Он говорит: «Осяжите Меня и рассмотрите» (39); «вложите персты в раны от гвоздей», как требовал этого Фома (Иоан. 20, 25). И «когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда» (Лук. 24, 41, 42). Видишь, как исполнилось сказанное: «поел сотов моих с медом моим».

12. Но прежде нежели «дверем затворенным» вошел сей Жених и Врач душ, искали Его оные доблестные мужественные жены. Пришли блаженные ко гробу и искали Воскресшего, слезы еще капали из глаз их, когда должно было опять веселиться и ликовать о Воскресшем. Приходила, по Евангелию, Мария, искала и не нашла; потом услышала от ангелов, а впоследствии увидела Христа. Ужели и это написано? В Песни Песней говорит: «На ложе моем искала я того, которого любит душа моя» (Песн. Песн. 3, 1). В какое же время? «На ложе моем ночью искала я того, которого возлюбила душа моя». А «Мария, сказано, приходит ко гробу рано, когда было еще темно» (Иоан. 20, 1). «На ложе моем искала ночью и не нашла Его». И Мария говорит в Евангелии: «Взяли Господа моего и не знаю, где положили Его» (Иоан. 20, 13). Тогда предстоящие ангелы врачуют от неведения, сказав: «Что ищете живого с мертвыми» (Лук. 24, 5)? Не только воскрес, но воскрес, с Собою воскресив и мертвых. Но не знала Мария, и от лица ее сказала Песнь Песней ангелам: «Не видали ли вы того, Которого любит душа моя? Но едва я отошла от них, как нашла Того, Которого любит душа моя, ухватилась за Него и не отпустила Его» (Песн. Песн. 3.3, 4).

13. По появлении ангелов пришел вестником о Себе Сам Иисус, и Евангелие говорит: «И се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступивши, ухватились за ноги Его» (Мф. 28,9). Они держатся за Него, чтобы исполнилось сказанное: «удержу Его и не оставлю Его». Немощно тело жены, но мужественны мысли. «Большие воды не могут потушить любви и реки не зальют ее». (Песн. Песн. 8, 7). Искали мертвого, но не угасала надежда Воскресения. И ангел говорит им: «не бойтеся вы» (Мф. 28, 5): не воинам, но вам говорю: «не бойтеся». Те пусть боятся, чтобы когда дознают опытом, засвидетельствовали и сказали: «Воистину Божий Сын был» (Мф. 27, 24). А вам не должно бояться, потому что «совершенная любовь изгоняет страх» (1 Иоан. 4, 18). «Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес» и т. д. (Мф. 28, 7), и они удалились с радостию, исполненные страха. Ужели и это написано? Второй псалом, возвещая страдание Христово, говорит: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 1). «Радуйтеся» ради Воскресшего Господа, но «с трепетом», по причине землетрясения, и ради Ангела, явившегося подобно молнии.

14. Хотя архиереи и фарисеи, с помощью Пилата, запечатали гроб, однако же жены узрели Воскресшего. И Исаия, зная малодушие архиереев и твердость веры в женах, говорит: «Жены, грядущие с позорища приидите: не суть бо людие имуще смысла» (Ис. 27, 11). Архиереи не понимают, а жены видят своими очами. И когда воины пришли во град и возвестили архиереям (первосвященникам) о всем бывшем, говорят, «скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали» (Мф. 28, 11, 13). Исаия, как бы от лица их предсказал и это: «говорите нам лестное, предсказывайте приятное» (Ис. 30, 10). Восстал Воскресший, и даянием серебра убеждают воинов, но не убедят нынешних царей. Тогда воины за серебро предали истину, а ныне цари по благочестию воздвигли сию, сребром и златом окованную святую церковь Воскресения Бога—Слова, в которой мы теперь, и украсили драгоценностями из серебра и золота и дорогих камней. «И если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его» (Мф. 28, 14). Но если и убедили их, то не убедите вселенной. Почему не были осуждены блюдущие Иисуса Христа, как осуждены стражи темницы, из которой вышел Петр? На тех произнесено осуждение Иродом, ибо, по неведению дела, не нашли себе оправдания, а эти, знав истину и скрывая ее за серебро, спасены архиереями. Но немногие из иудеев убеждены были тогда в этом, а мир покорился истине. Сокрывшие истину скрылись, а принявшие ее явились, облеченные силою Спасителя, Который не только Сам воскрес из мертвых, но воскресил с Собою и мертвых. И от лица этих воскресших ясно говорит пророк Осия: «Оживит нас через два дня, и третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» (Ос. 6, 2).

15. Поскольку же Божественные Писания не убеждают непокорных иудеев, но, предав забвению все написанное, оспаривают они Воскресение Иисуса, то хорошо будет возразить им так: на каком основании, утверждая, что Елисей и Илия воскрешали мертвых, оспариваете Воскресение нашего Спасителя? Не потому ли, что теперь нет у нас таких свидетелей утверждаемого, которые бы тогда жили? Поэтому и вы представьте таких свидетелей бывшего тогда. Но то написано, написано и это. Почему же одно приемлете, а другое отвергаете? То написали евреи. И апостолы все были евреи. Итак, почему не верите евреям? Матфей, написавший Евангелие, написал оное на еврейском языке. А проповедник Павел «евреин от еврей» (Филип. 3, 5); и двенадцать апостолов — из евреев. Потом пятнадцать иерусалимских епископов преемственно поставляемы были из евреев. Поэтому, на каком же основании свое приемлете, а наше отвергаете, хотя и это написано вашими же евреями?

16. Но скажет кто-либо: воскрешать мертвых — невозможно. Однакоже Елисей воскресил дважды — и при жизни, и по смерти. Притом верим, что повергнутый мертвец коснулся мертвого Елисея и воскрес; почему же Христу не восстать из мертвых? Но там коснувшийся Елисея мертвец воскрес, а сам воскресивший пребыл, как и прежде, мертвым; здесь же и наш Мертвый воскрес, а также воскресли и многие, не прикасавшиеся к Нему мертвецы. Ибо «многие телеса усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по Воскресении Его, вошли в святый град», очевидно в этот, в котором и мы теперь. «И явились многим» (Мф. 27.52, 53). Итак, Елисей воскресил мертвеца, но не овладел вселенною; Илия воскресил мертвеца, но именем Илии не изгоняются демоны. Не в хулу пророкам говорим, но чтобы более возвеличить их Владыку; не ветхозаветное осуждая, восхваляем наше, потому что и то также наше; напротив того, тем, что у ветхозаветных, подтверждаем свое.

17. Но говорим еще: там мертвец, недавно только кончивший жизнь, воскрешается живым; покажите же нам, чтобы возможно было воскреснуть тридневному мертвецу,— возможно было воскреснуть после трех дней человеку погребенному. Если будем искать на это свидетельства, то Сам Господь Иисус дает в Евангелии, говоря: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 40). А если исследуем сказание об Ионе, то откроется сильное сходство. Проповедать покаяние послан Иисус; для того же послан был и Иона. Но тот бежал, не зная будущего, а Иисус добровольно пришел на проповедь спасительного покаяния. Иона уснул на корабле, и «крепко спал, когда бурно волновалось море» (Иона, 1, 5); и вовремя сна Иисусова, по домостроительству, восстало море, чтобы познать потом силу Почившего. Тому сказали: «Что ты спишь, встань, воззови к Богу твоему, может быть Бог вспомнит о нас и мы не погибнем» (6); здесь говорят Владыке: «Господи, спаси нас» (Мф. 8, 25). Там говорили: «моли Бога твоего», а здесь: «спаси». Но Иона говорит: «Возьмите меня и бросьте в море, и море утихнет для вас» (Иона, 1, 12); а здесь Сам «запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Мф. 8, 26). И Иона ввергнут во чрево китово, а Иисус добровольно снисшел туда, где мысленный кит смерти снисшел добровольно, чтобы смерть изблевала поглощенных ею, по написанному: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их» (Ос. 13, 14).

18. Поскольку к этому привело нас слово, то рассмотрим, что труднее — восстать ли от земли человеку погребенному, или не согнить человеку во чреве кита, вошедши во внутренность животного, где столько жара? Кто из людей не знает, что внутри чрева бывает такой жар, от которого согнивают и поглощенные кости? Как же Иона не согнил во чреве кита, быв там три дня и три ночи? И когда таково свойство всех людей, что без сего дыхания воздухом не можем мы жить, как жив был он в течение трех дней, не дыша сим воздухом? Иудеи ответствуют на это и говорят: на Иону, томимого в аде, снизошла Божия сила. Что же из сего? Ниспосылая силу рабу Своему Господь дарует ему жизнь, а Сам Себе даровать ее не может? Если достоверно одно, то достоверно и другое. Если то не достоверно, недостоверно и это. А для меня равно достоверно и то и другое. Ибо верую, что и Иона сохранен, потому что «у Бога вся возможна» (Мф. 19, 26). Верую, что и Христос восстал из мертвых, ибо имею многие на это свидетельства в Божественных Писаниях, и в видимой до сего дня действенности Воскресшего, Который один снисшел во ад, а изшел в сонме многих. Снисшел в смерть, «и многа телеса усопших святых восташа» (Мф. 27, 52).

19. Ужаснулась смерть, узрев, что снисшел во ад новый Некто, недержимый тамошними узами. Почему же, увидев Его, убоялись вы, «вратницы адовы» (Иов. 38, 17)? Какой необычайный страх овладел вами? Бежала смерть, и бегство обличило боязнь. Стеклись святые пророки, и законодатель Моисей, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Давид, и Самуил, и Исаия, и Креститель Иоанн, который вещает и свидетельствует: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого» (Мф. 11,3)? Искуплены все праведные, которых поглотила смерть, потому что проповеданному Царю надлежало соделаться Искупителем добрых проповедников. И после этого каждый из проповедников сказал: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15, 55). Нас искупил Победодавец.

20. Сего Спасителя нашего образ представил собою Иона пророк, из чрева китова молясь и говоря: «К Господу воззвал я в скорби моей» и далее: «из чрева преисподней» (Иона, 2, 3). И хотя был в ките, но говорил о себе, бывшем в ките, что он во аде, потому что был образом Христа, имевшего сойти в ад. И через несколько слов, весьма ясно пророчествуя, продолжает речь от лица Христова: «понре (погрузилась) глава Моя в разселины гор» (6), между тем как был во чреве китовом. Какие же горы содержат тебя в себе? Знаю, говорит он, что прообразую собою Того, Кто будет положен во гробе, иссеченном из камня. И будучи в море, Иона говорит: «снидох в землю» (7), потому что носил на себе образ Христа, снисшедшего в сердце земли. И провидя, как иудеи убеждают воинов солгать, и говорят: «скажите, что украли Его» (Мф. 28, 13), Пророк продолжает: «чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердного своего» (Иона, 2, 9). Ибо пришел Милующий их, и распят, и воскрес, дав честную кровь Свою за иудеев и за язычников. А они говорят: «рцыте, яко украдоша Его, хранящий суетная и ложная!» О Воскресении же Его говорит и Исаия: «Воздвигнет из мертвых Пастыря овец великого» (Евр. 13, 20); и присовокупил «великого», чтобы не почли Его равночестным пастырям предшествовавшим.

21. Итак, поскольку имеем у себя пророчества, то да будет у нас и вера. Пусть падают падающие неверием, потому что сами того желают. А ты стал на камне веры в Воскресение, и ни один еретик да не убедит тебя говорить хульно о Воскресении. Ибо манихеи до ныне утверждают, что Воскресение Спасителево мечтательное, а не слушают Павла, который пишет: «бывшем от семени Давидова по плоти» (Рим. 1,3), и далее говорит еще «из Воскресения от мертвых Иисуса Христа Господа нашего» (4). И к ним опять продолжает речь и говорит: «И не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? или кто сойдет в бездну, т. е. Христа из мертвых возвести» (Рим. 10, 6. 7)? А подобно этому, предостерегая, и в другом месте также написал: «Поминай Иисуса Христа, восставшаго от мертвых» (2 Тим. 2, 8). И еще: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал» (1 Кор. 15, 14. 15). А далее говорит: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (20) и что явился Кифе, потом двенадцати» (5). Ибо, если не веришь одному свидетелю, то имеешь двенадцать свидетелей. «Потом явился более нежели пяти стам братии в одно время» (6). Если не верят двенадцати, то пусть примут пятьсот. «Потом же явился Иакову» (1 Кор. 15, 7), брату Своему, первому здешнему епископу. Поэтому, если такой епископ видел Воскресшего Христа Иисуса в прежнем Его образе, то не будь неверующим и ты, ученик Его. Но скажешь, что брат Иаков свидетельствовал по благорасположению. «А после всех явился и мне» (8), Павлу, врагу. Какое же свидетельство проповедующего врага бывает сомнительно? Прежде был я гонитель, а теперь благовествую Воскресение.

22. Много свидетелей Воскресения Спасителева. Ночь и свет полной луны, потому что была шестнадцатая ночь от новолуния; и камень гроба, приявший в себя Христа, и этот камень противостанет в лице иудеям, потому что видел он Господа; и камень, тогда отваленный, и он, лежа до сего дня, свидетельствует о Воскресении. И явившиеся ангелы Божий свидетельствуют о Воскресении Единородного. Свидетели — и Петр, и Иоанн, и Фома и все прочие апостолы, из которых одни приходили ко гробу и гробные пелены, которыми обвит был прежде, видели лежащими там по Воскресении, другие осязали руки и ноги Его, видели «язвы гвоздиныя»; все же в совокупности приняли на себя спасительное дуновение и сподобились власти прощать грехи силою Духа Святого; жены, «ухватившиеся» за ноги и видевшие великое землетрясение и блистательность бывшего там Ангела, и те пелены, которыми был обвит, и которые оставил воскресши; и воины, и данное им серебро; и самое всеми еще видимое место, и сие здание святой церкви, христолюбивым изволением блаженной памяти царя Константина сооруженное и столько, как видишь, украшенное.

23. Свидетельствует о Воскресении Иисуса и воскрешенная из мертвых именем Его Тавифа. Как не уверовать, что Христос воскрес, когда и имя Его воскрешало мертвых? Свидетельствует о Воскресении Иисуса и море, как слышал ты прежде; свидетельствует и ловитва рыб, и «огнь лежащ», и рыба, на нем лежащая (Иоан. 21,9). Свидетельствует Петр, хотя прежде трижды отрекшийся, но и троекратно исповедавший, и принявший повеление пасти духовных овец. До сего дня стоит гора Елеонская, и до ныне очам верных как бы указует на Восшедшего на облаке и на небесные врата восхождения. Ибо в Вифлеем снисшел с небес, а с горы Елеонской восшел на небеса, там начав подвиги ради человеков, а здесь увенчанный за подвиги. Итак, много у тебя свидетелей; перед тобою это место Воскресения; перед тобою и лежащее к востоку от нас место Вознесения; свидетелями для тебя свидетельствовавшие там ангелы, и облако, на котором восшел, и ученики, сошедшие с горы.

24. По порядку учения веры требовалось сказать и о Вознесении, но благодать Божия устроила, что во вчерашний воскресный день слышал ты об этом вполне, сколько ожидалось от нашей немощи. Ибо, по смотрению Божией благодати, положенные на Божией службе чтения заключали в себе сказание о восшествии Спасителя нашего на небеса. Сказанное же нами говорено было наиболее для всех и для совокупного множества верующих, но преимущественно и для тебя. Спрашивается только, внимательно ли ты слышал, что было сказано? Ибо знаешь, что последование веры учит тебя веровать в ВОСКРЕСШЕГО В ТРЕТИЙ ДЕНЬ И ВОСШЕДШАГО НА НЕБЕСА, И СЕДЯЩАГО ОДЕСНУЮ ОТЦА. Поэтому думаю более, что помнишь ты изъяснение, однако же и ныне напомню тебе кратко, о чем было говорено. Припомни, что ясно написано в псалмах: «Восшел Бог при восклицаниях» (Пс. 46, 6). Припомни, что говорили друг другу Божественные Силы: «Поднимите, врата, верхи ваши» (Пс. 23, 7). Припомни, что говорит псалом: «Вошел на высоту, пленил плен» (Пс. 67, 19). Припомни, что сказал Пророк: «Он устроил горние чертоги Свои на небесах» (Ам. 9, 6), и все прочее, что говорено было вчера на возражение иудеев.

25. Ибо, когда оспаривают Вознесение Спасителя как нечто невозможное, вспомни сказанное о перенесении Аввакума. Ибо если Аввакум перенесен был ангелом, подъятый за власы главы его, то гораздо паче Владыка пророков и ангелов, восшедши на облако с горы Елеонской, мог Собственною силою совершить восхождение на небеса. Припомни и подобные этим чудеса, чудодействующему же Владыке соблюди превосходство. Ибо те были носимы, а Он все носит. Припомни, что Енох преложен, а Иисус восшел. Припомни сказанное вчера об Илии, что Илия взят был на огненной колеснице; «колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч» (Пс. 67, 18). Илия взят к востоку от Иордана, Христос же вознесся к востоку от потока Кедрского; и тот «яко на небо» (2 Цар. 2, 11), а Иисус на небо; тот сказал, что ученику Духом Святым дана будет сугубая благодать, а Христос ученикам Своим сообщит такое обилие благодати Святого Духа, что не только имеют Его в себе самих, но возложением рук их общение Духа передается и верующим.

26. И когда войдешь в такие прения с иудеями, и когда преодолеешь их представлением сходства, тогда приступай уже к превосходству славы Спасителя, а именно, что те рабы, а Он — Божий Сын. Так напомнишь о превосходстве, рассуждая, что раб Христов «восхищен был до третьего небесе» (2 Кор. 12, 2). Ибо, если Илия достиг до первого, а Павел до третьего неба, то, конечно, последний приял более предпочтительное достоинство. Не стыдись своих апостолов, они не хуже Моисея, не ниже пророков, они высоки наряду с высокими, даже совершеннее совершенных. Ибо Илия взят был на небо, а Петр имеет у себя ключи небесного царства, после того, как сказано ему: «еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех» (Мф. 16, 19). Илия взят только на небо, а Павел (так как ученикам Иисусовым подобало приять во много крат обильнейшую благодать), восхищен и на небо и в рай, «слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 4). Но Павел снисшел опять с горних стран, не потому что недостоин был пребывать на третьем небе, но чтобы, насладившись превыше человеческих благ и снисшедши со славою, проповедать Христа и, подъяв за Него смерть, приять и мученический венец. Оставляю прочее, сказанное вчера в доказательство на воскресной службе, потому что к научению разумных слушателей достаточно и одного напоминания.

27. Припомни и то, что неоднократно говорено мною о седении Сына одесную Отца, так как в изложении веры по порядку следует: И ВОСШЕДШАГО НА НЕБЕСА, И СЕДЯЩАГО ОДЕСНУЮ ОТЦА. Не будем входить в пытливые исследования о качестве Престола, потому что сие непостижимо. Не потерпим тех, которые говорят худо, будто бы Сын только по кресте, воскресении и восшествии на небо воссел одесную Отца, потому что не за преспеяние имеет престол, но от рождения (а рожден от вечности) сидит со Отцем. И прежде Спасителева пришествия во плоти, Исаия, узрев Престол сей, говорит: «Видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» (Ис. 6, 1) и проч. Ибо никто никогда не видел Отца, и явившийся тогда пророку был Сын. И Псалмопевец говорит: «Престол Твой утвержден искони: Ты — от века» (Пс. 92, 2). Много есть об этом свидетельств, но как и времени уже много, то удовольствуемся и этими.

28. Теперь из многого сказанного о седении Сына одесную Отца должно напомнить вам немногое. Псалом 109-й ясно сказует: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109, 1). Спаситель в Евангелии, подтверждая сказанное, говорит, что Давид изрек это не от себя, но по вдохновению Святого Духа. «Как же Давид по вдохновению называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» и проч. (Мф. 22, 43. 44)?И в Деяниях Апостольских говорится, что в день. Пятидесятницы, «став Петр со единонадесятми» (Деян. 2, 14), и ведя речь со израильтянами, упомянул о сем свидетельстве в 109-м псалме, приводя подлинные его слова.

29. Подобно сему напомнить должно и другие немногие свидетельства о седении Сына одесную Отца. В Евангелии от Матфея написано: «Даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческаго, сидящего одесную силы» и проч. (Мф. 26, 64). Согласно с этим и Петр говорит в послании: «Воскресением Иисус Христовым, Который вошел на небо, пребывает одесную Бога» (1 Петр. 3, 21. 22), и апостол Павел в Послании к римлянам говорит: «Христос Иисус умер, но и воскрес, Он и одесную Бога» (Рим. 8, 34), а в Послании к ефесянам сказал он: «По действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя» и проч. (Еф. 1, 19. 20); и колоссян учил так: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горняго, где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3, 1); и впоследствии к евреям говорит: «совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (Престола) величия на высоте» (Евр. 1, 3); и еще: «кому когда из ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (13)?И еще: Он же единую за всех навсегда принесши жертву, всегда «навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его» (10, 12, 13); и еще: «Взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (12, 2).

30. Хотя есть и иные свидетельства о седении Единородного одесную Отца, но для нас в настоящее время достаточно и этих. Сделаем только себе опять то же напоминание, что не по пришествии во плоти возымел это достоинство седения, но и всегда прежде всех веков Единородный Божий Сын, Господь наш Иисус Христос имеет престол одесную Отца. Сам же Бог всяческих Отец Христов и Господь наш Иисус Христос, сшедший и восшедший и седящий со Отцем, да сохранит души ваши, да соблюдет непоколебимым и непреложным упование ваше на Воскресшего; да совоскресит вас, мертвых грехами вашими, для небесного дара Своего; да сподобит вас быть восхищенными «на облаках в сретение Господне на воздухе» (1 Фес. 4, 17) во время благопотребное. И пока не наступит это время славного второго пришествия Его, да напишет имена всех вас в Книге живых и, написав, да не изгладит уже (как изглаждаются имена многих отпадающих); да подаст всем вам силу веровать в Воскресшего и опять Грядущего (но грядущего не от земли, будь осторожен в этом, человек, потому что придут обольстители); седящего горе и здесь с нами соприсущаго, видящего и меру и твердость веры в каждом. Из того, что теперь не с нами Он плотию, не заключай, что не с нами и духом. Ибо предстоит здесь посреди нас, слышит, что говорим о Нем, видит в тебе помышления, испытует сердца и утробы и теперь готов приступающих ко крещению, и всех вас, во Святом Духе, вознести ко Отцу и сказать: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог» (Ис. 8, 18). Ему слава во веки! Аминь.


Другие статьи автора: