СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Святый Кирилл, Архиепископ Иерусалимский

4-е тайноводственное слово о Теле Христовом и о Крови Христовой

Чтение из Павлова послания к Коринфянам: «ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал...» (1 Кор. 11, 23).

1. Этого учения блаженного Павла достаточно к удостоверению вашему в рассуждении Божественных тайн, которых сподобившись соделались вы стелесниками и единокровными Христу. Ибо сам Павел недавно взывал: «яко в ночь, в которую предан был» Господь наш Иисус Христос, «взял хлеб и, возблагодарив, преломил», и дал Своим ученикам, говоря: «приимите, ядите, сие есть тело Мое». И прияв чашу и благодарив, сказал: приимите, пийте, это есть кровь Моя (1 Кор. 11; 2325). Поэтому, если Сам Господь определенно сказал о хлебе: «сие есть тело Мое», кто осмелится после того сомневаться в этом? И если Сам подтвердил и изрек: «сия есть кровь Моя», кто усомнится и скажет — это не кровь Его?

2. Он некогда в Кане Галилейской претворил воду в уподобляющееся крови вино: не заслуживает ли же вероятия и в том, что вино претворяет в кровь? Он, позванный на брак плотский, совершил такое необычайное чудо, не тем ли более за несомненное будет признано, что сынам брачным дарует вкушать тело Свое и кровь Свою?

3. Поэтому со всею уверенностью будем причащаться сего и как тела Христова и как крови Христовой, потому что под образом хлеба дается тебе тело, и под образом вина дается тебе кровь, чтобы причастившись тела Христова и крови Христовой, соделаться тебе стелесником и единокровным Христу. Так делаемся мы Христоносцами, потому что тело и кровь Христовы сообщены нашим членам. Так, по словам блаженного Павла, бываем «Божественного причастницы естества».

4. Некогда Христос, беседуя с иудеями, сказал: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоан. 6, 53). Они же, не с духовным разумением выслушав сказанное, соблазнились и «отошли от него» (66), думая, что предлагает им в подлинном смысле ядение плоти.

5. И в Ветхом Завете были хлебы предложения, но они, как ветхозаветные, восприяли конец. В Новом же Завете — хлеб небесный и «чаша спасения» (Пс. 115, 4), освещающие душу и тело. Ибо как хлеб приличен телу, так и Слово приличествует душе.

6. Поэтому взирай не просто, как на хлеб и как на вино, потому что, по Владычнему изречению, они — тело и кровь Христовы. Хотя чувство и представляет тебе хлеб и вино, но да укрепляет тебя вера. Не по вкусу суди о вещи, но верою удостоверься, что сподобился ты тела и крови Христовых.

7. Силу таинства объясняет тебе блаженный Давид, говоря: «Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих» (Пс. 22, 5). Сказанное же им имеет такой смысл: до пришествия Твоего демоны уготовляли человекам трапезу, оскверненную, нечистую, исполненную диавольской силы, но по пришествии Своем, Владыка, «Ты приготовил предо мною трапезу». Когда человек говорит Богу «приготовил предо мною трапезу», что иное означает, как не таинственную и духовную трапезу, какую уготовал нам Бог «сопротив», т. е. вопреки и противоположно демонам? И совершенно справедливо. Ибо в той трапезе было общение с демонами, а в этой — общение с Богом. «Умастил елеем голову мою» (Пс. 22, 5). Умастил елеем главу твою на челе тою печатию, какую имеешь от Бога, чтобы тебе быть образом печати, святынею Божиею (Иск. 8, 36). «И чаша Твоя упоявающи мя, яко державна» (чаша моя преисполнена) (Пс. 22, 5). Видишь, именуется здесь чаша, о которой Иисус, взяв ее в руки и благодарив, изрек: «Сия есть кровь Моя, яже за многия изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 28).

8. Поэтому и Соломон, давая разуметь благодать сию, говорит в Екклесиасте: «прииди, яждь в веселии хлеб Твой», хлеб духовный. Словом же «прииди» означает спасительное и блаженотворное призвание. «И пей в радости сердца вино твое» — вино духовное. «И не оскудеет елей на голове твоей». Видишь дает он разуметь и таинственное миропомазание. «И всегда да будут ризы твоя белы, яко угодна Богу творения Твоя» (Еккл. 9; 7, 8). Прежде нежели приступил ты к благодати, «творения твоя суета суетствий» (Еккл. 1, 2). Совлекши же с себя ветхие ризы и облекшись в духовные, белые, надлежит всегда быть облеченным в белое. И без сомнения разумеем не то, что всегда должно тебе облекаться в белые одежды, но что необходимо быть тебе облеченным в то, что подлинно бело, светло и духовно, чтобы мог ты сказать подобно блаженному Исаии: «Да возрадуется душа моя о Господе: облече бо Мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея Мя» (Ис. 61, 10).

9. Дознав это и удостоверившись, что видимый хлеб есть не хлеб, хотя и ощутителен вкусу, но тело Христово, и что видимое вино есть не вино, хотя и подтверждает то вкус, но кровь Христова, и что об этом сказал древле, псалмопевствуя Давид: «и хлеб сердце человека укрепит, умастити лице елеем» (Пс. 103, 15) — укрепляй сердце, причащаясь его как хлеба духовного, и умащая лице души твоей. О если бы тебе, имея лице это откровенным, в чистой совести славу Господню взирающе, восходить от славы в славу о Христе Иисусе, Господе нашем! Ему честь и держава, и слава во веки веков! Аминь.

Святая Гора Афон. Монастырь св. Дионисия.

Святая Гора Афон. Монастырь св. Дионисия.

Другие статьи автора: